Опубликовано в журнале Октябрь, номер 1, 2005
АНОНС ПРОЕКТА И КОММЕНТАРИЙ К КАРТЕ НА 4-Й ОБЛОЖКЕ
Последний маршрут Толстого (Ясная Поляна, 28 октября – Астапово, 7 ноября 1910 года).
Участники экспедиции 2004 года, авторы “Октября”: Андрей Балдин (автор проекта), Рустам Рахматуллин, Геннадий Вдовин, Владимир Березин, Даниил Романов.
Первоначальный замысел был прост: повторить последний маршрут Тол-стого. Стартуя от яснополянского дома в 3 часа ночи 28 октября по старому стилю, пройти ключевые точки странствия – Ясная Поляна, Щекино, Козельск, Оптина Пустынь, Шамордино, Астапово.
<Сразу же выяснилось, что пройти с Толстым весь маршрут “синхронно” технически невозможно. Основную часть пути он проделал на поезде – сегодня этими маршрутами пассажирские поезда не ходят, только товарняк. Едва отъехав от Щекина, мы вынуждены были взять вправо и наблюдать движение беглеца со стороны. Скоро стало ясно, что эта дистанция только помогает наблюдению: персонаж обрел фон, насыщенный и неравнодушный. Сам Толстой ехал на поездах точно зажмурившись, не наблюдая внешнего, реального пейзажа, озирая без конца внутренний, предельно конфликтный “ландшафт”. Теперь мы могли наблюдать совмещение и расхождение миров реального и мнимого. Война пространств открылась; зрелище ее оказалось величественно.>
Задачею было: проследить в последнем движении Толстого творческий замысел, нереализованный проект. Предположение: великий художник не мог уйти без подобающего ему художества, без текста, пусть не записанного, хотя бы замышленного. Последняя, ненаписанная книга 10-го года нам (не только нам) пригрезилась: следы ее хотелось отыскать.
Также была задумана акция: миновать Астапово.
В самом деле, не собирался же он в Астапово! Здесь его ожидала вынужденная, “техническая” остановка, оказавшаяся в силу понятных обстоятельств роковой. Не в Астапово он ехал. Куда? разные источники называли разные адреса: Кавказ, Болгария, даже Канада – все векторы вовне. Но он остался в Астапове, и с того момента вся читающая Россия, вся литературная наука устремлена мысленным взором, точно в воронку, в Астапово.
Затея была – отвернуться от воронки, сесть на поезд и проехать дальше, разомкнуть астаповский замо2к.
<Это удалось; на последнем этапе к нам присоединился Толстой, Владимир Ильич, директор яснополянского музея. В компании с ним отъезд Толстого из Астапова на восток, в Раненбург и далее, состоялся буквально.>
Перемены в программе были неизбежны: постоянно по ходу движения являлись новые сведения, новые идеи, дорожная ересь сносила нас с пути; несмотря на это экспедиция совершалась крейсерским ходом – и совершилась день в день, как и была задумана.
Обнаружился искомый проект, по крайней мере версия его, версия последнего, крайнего (по времени, во времени) толстовского художества.
<Обнаружила себя яснополянская “губерния”, в двух сотнях верст от Москвы к югу. Нашлись ее твердые границы (см. карту) – Ока на севере, на западе Шамордино, на юге пусть пока остается отчеркнута железною дорогой. На востоке – Дон и Данков. Астапово оказывается ощутимо вне толстовского поля, за пределами его привычного помещения.>
Таковы предварительные выводы, в большей мере впечатления. Предстоит анализ, ожидание выводов более или менее отстоявшихся, сообщения и публикации.
Об экспедиции читайте в текущем году.
Андрей БАЛДИН
. См карту на 4-й странице обложки.