Рубрику ведет Александр ЯКОВЛЕВ
Опубликовано в журнале Октябрь, номер 4, 2002
БОРИС ЗАЙЦЕВ. СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ. Т. 11 (дополнительный). Письма 1927—1971 гг. Статьи, воспоминания современников. М., “Русская книга”, 2001.
У классиков впереди вечность. И потому так незаметно пролетели несколько лет, в течение которых издательство, известное пристрастием к собраниям сочинений, провело громадную работу, том за томом выпуская “всего” Зайцева. Так, хоть поначалу и не верилось, дошло и до последнего тома, одиннадцатого, в который включены письма, статьи и воспоминания современников. Прекрасный русский писатель вернулся в Россию всем корпусом своих текстов.
СВЕТЛАНА СЕМЕНОВА. РУССКАЯ ПОЭЗИЯ И ПРОЗА 1920—1930-х годов. Поэтика — Видение мира — Философия. М., ИМЛИ РАН, “Наследие”, 2001.
В Институте мировой литературы им. А. М. Горького не первый десяток лет ведется комплексное изучение русского литературного процесса ХХ века. Научная серия “История русской литературы ХХ века. 1920—1930-е годы” пополнилась еще одним выпуском. В нем исследуется вопрос о той особой роли, которую взяла на себя литература России начиная с ХIХ века: роли синкретической образной философии, осмысления мира и человека, национального самосознания. Рассматривается художественное мышление выдающихся поэтов и писателей уже прошлого века:
М. Горького, В. Маяковского, С. Есенина, Н. Клюева, Н. Заболоцкого, М. Шолохова, Л. Леонова, А. Платонова, М. Пришвина и других.
НОВАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. В четырех томах. Руководители проекта В. Степин и Г. Семиган. М., “Мысль”, 2000 — 2001.
Российские философы-энциклопедисты спустя тридцать лет после выхода советской философской энциклопедии всего за пять лет проделали гигантский труд, максимально представив все новое в философии, появившееся за последние три десятка лет. В результате — около трех тысяч страниц, свыше пяти тысяч статей, созданных трудом более четырехсот авторов. Ну а тираж три тысячи экземпляров подкрепляется одноименной ценовой цифирью в рублях. Но уникальное издание стоит своих денег. На рубеже веков — самое время осмыслять бытие и становиться философом.
ОЛЕГ ПАВЛОВ. Повести последних дней. Трилогия. М., “Центрополиграф”, 2001.
Герои трилогии Павлова — служивые люди времен конца советской эпохи, брошенные на задворках империи один на один с абсурдом реальной жизни. Гарнизонное бытие заурядного капитана в “Казенной сказке”, один день лагерного охранника в романе “Дело Матюшина”, мытарства армейской похоронной команды со скорбным грузом “200” в “Карагандинских девятинах” — бесконечная череда судеб, самых достоверных документов истории. Сюжеты Олега Павлова страшны и притягательны: проникая во внутренний мир своих героев, писатель делает человека мерой всех вещей, открывая в нем неуничтожаемые источники веры и любви. (Все желающие могут приобрести эту книгу по почте без торговой наценки наложенным платежом. Для этого следует послать обычную почтовую карточку по адресу: 111024, г. Москва, а/я 18, “Центрполиграф”, указав на обратной стороне автора, название и количество экземпляров. Книга оплачивается при получении на почте. Также книгу можно заказать по Интернету: www. pavlov. nm. ru)
ДЕСЯТЬ ЛЕТ, КОТОРЫЕ ПОТРЯСЛИ… (1991—2001). М., “Вагриус”, 2002.
Политики, ученые, журналисты, мыслители — те, кого принято называть “цветом нации”, подводят итоги десяти лет, прошедших после распада СССР. Итоги порою неутешительные, но всегда драматические. “Литературная газета”, чьи материалы и легли в основу книги, открыла свои страницы людям зачастую противоположных взглядов, но одинаково неравнодушным к судьбе России. Статьи политолога Александра Ципко, Бориса Стругацкого, Леонида Жуховицкого, Александра Яковлева и еще шестнадцати их собеседников — не только личный взгляд на исторический процесс, но и личный вклад в этот процесс.
МАРК ЩЕГЛОВ. НА ПОЛДОРОГЕ. Слово о русской литературе. М., “Прогресс-Плеяда”, 2001.
На полуслове оборвалась жизнь художественного критика и прирожденного мыслителя Марка Александровича Щеглова (1925—1956). Но созданное всего за три года этим “вечным юношей” изумляет и поныне глубиной и мудростью. Тонкий анализ творчества русских писателей ХIХ и ХХ веков соединяется у автора с размышлениями о смысле бытия, достоинстве и очаровании искусства. Наряду с классическими работами в книге публикуются письма Н. Гудзия, К. Федина, В. Некрасова,
В. Турбина… Издание посвящается 75-летию со дня рождения Марка Щеглова.
ИРИНА ХАКАМАДА. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИКА. М., “ОЛМА-ПРЕСС”, “Авантитул”, 2002.
Тут все начинается с фамилии. “Хакама” — это самурайские штаны, “да” — это поле. Японская речь не переводится на русский слово в слово, но получается что-то вроде “Самурайские штаны в поле”. А фамилия действительно принадлежит старинному самурайскому роду. И человек с такой фамилией в России один. Как ему живется и можется в нашем Отечестве — и рассказывается в книге одной из самых незаурядных женщин нашего времени. “Кому-то я нравлюсь, кому-то нет, но меня никогда ни с кем не путают. Настоящее откровение для наших доморощенных имиджмейкеров!”
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПОСТМОДЕРНИЗМА. Минск, “Интерсервис”; “Книжный дом”, 2001.
Претендующая не столько на глубину, сколько на широту охвата предмета и полезность познающим, “Энциклопедия” содержит около полутысячи статей на тему некогда модную, но на сегодняшний день изрядно уставшую от самой себя. О серьезности же намерений составителей говорят имена, фигурирующие на страницах издания: М. Бахтин, М. Мамардашвили и другие.
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ ЗОРОАСТРИЙЦЕВ. СПб., “Летний сад”, 2001.
Древняя религия, названная по имени пророка Зороастра (ныне распространена лишь у парсов в Индии и гебров в Иране), стала известной остальному миру благодаря Ницше, назвавшему свою знаменитую книгу “Так говорил Заратустра”. Именно Заратустра, по мнению немецкого философа, первый увидел “в борьбе добра и зла истинную причину вещей”. Главную роль в ритуале зороастризма играет огонь. Но стоит ли сжигать умерших или надлежит хоронить их в гробах? И для чего важны соблюдения правильности погребальных обрядов? На эти вопросы и отвечает книга.
ИГОРЬ КЛЕХ. КНИГА С МНОЖЕСТВОМ ОКОН И ДВЕРЕЙ. М., “АГРАФ” (сер. “Символы времени”), 2002.
“Проза, в плохом случае, — это мысли перед сном о том, как прошел день. В счастливом случае — это молния соображения при пробуждении: “Ага, так вот что это было…” Получился наглядный пример того, как пишешь не то, что хотел, а то, что хотело само написаться”.
В “Книге с множеством окон…” само хотело написаться эссе о Пушкине и Павле Крусанове, Галиции и Украине… И много чего еще: даже рецепт “Похмельной кулинарии”.
Александр ЯКОВЛЕВ