Рубрику ведет Павел БАСИНСКИЙ
Павел БАСИНСКИЙ
Опубликовано в журнале Октябрь, номер 3, 2001
Русское поле
Павел БАСИНСКИЙ
ГОРНО-АЛТАЙСК
Лилия ЮСУПОВА. «КАЧНЕТСЯ МАЯТНИК…». Горно-Алтайск, РИО «Универ-Принт», 1999. Тир. 500 экз.
Стихи горноалтайской поэтессы, которые, как утверждает автор предисловия к сборнику Паслей Самык, «написаны кровью сердца». Увы, комплимент сомнительный, ибо «кровь сердца» — это поэтический штамп. Стихи очень личные, даже тогда, когда автор обращается к великим.Когда любовью полнится душа,
Ахматову читаю, не спеша.
Когда я размышляю в тишине,
Волошин или Гете ближе мне.
А в дни разлада обретаю мир,
Когда со мною Пушкин и Шекспир.И в час любой всегда дадут совет
Мне Лао-Дзы, Христос и Магомет.Стихи Л. Юсуповой мне не показались выдающимися. Однако ж не могу не согласиться и с такой ее поэтической формулой:
Не зри, мой критик, недостатков в слове —
Не подрывай читательской любови.
Когда мой стих не для твоей души —
Возьми перо и сам стихи пиши.Не могу, не умею! И потому умолкаю, дабы не подорвать читательской любови.
ДОНЕЦК
Светлана ЗАГОТОВА. С МИРОМ ПО МИРУ. Донецк, «Кассиопея», 1999. Без указания тиража.
Наталья ХАТКИНА. ЛЕКАРСТВА ОТ ЛЮБВИ. Донецк, «Юго-Восток», 1999. Тир. 500 экз.
Русское поэтическое поле существует и в ближнем зарубежье. Мы об этом начинаем забывать, но это так. Выходные данные стихотворного сборника Натальи Хаткиной (стихи написаны и изданы по-русски) даны на украинском языке. Лiтературно-художне видання. Наталiя Вiкторiвна Хаткiна. Лiкi вiд кохання. Росiйською мовою. Пока я это набирал, раз двадцать приходилось переключаться alt–shift — с кириллицы на латиницу и обратно. Ужасно неудобный язык! Но стихи хорошие, озорные:Платон! Любовник мой беспутный!
Теперь мне истина милей.Стихи Светланы Заготовой ритмически нервные, в духе Цветаевой.
Красавчик Ужас!
Как уснешь?
Прижмет — не вздохнешь.
Два черных озера — очи —
музыка ночи.Напряжение — разрядка, напряжение — разрядка. Не очень-то новый принцип, но некоторые стихи написаны мастеровито, а главное, чувствуется, что у поэтессы хорошо поставлен слух:
Красны маки,
Красны флаги,
Красны пашни.
Кровью пахнет.
ИВАНОВО
Ирина СОЛОВЬЕВА. МУЗЫКОЙ ПОДНЯТЬ ДО ТИШИНЫ. Иваново, «МИК», 1998. Тир. 200 экз.
Тоже стихи. Пейзажи, пейзажи. Иногда вдруг прорывается что-то почти «японское»:На одной стороне ветки — луна,
На другой — снегирь,
Значит, величина равна
У таких неодинаковых гирь,
Если ветка не дрогнет?Для гирь все же главное не величина, а вес.
Владимир ЧЕРКАШОВ. С ДУШОЮ НАРАСПАШКУ. Стихотворения. Иваново, «Иваново», 1999. Тир. 500 экз.
Покосившийся забор.
Куст крапивы у порога.
За рекой косматый бор.
Лентой пыльная дорога.Это родина моя…
АСТРАХАНЬ
Анна ЕВГЕНЬЕВА. СВЕТЛЯЧОК. Астрахань, без издательства, 2000. Тир. 100 экз.
Стихи вместе с прозой. Стихи, уж простите, плохие:Любовь перед разлукой все сильней.
Пусть осень жжет костры — я вижу лето.
Моя свеча всех в мире солнц ясней.—
Ну, что возьмешь с безумного поэта?В самом деле — что с него возьмешь? Ну как минимум честное пионерское, что в его стихах осень больше не будет жечи костры (отожгла уже сто раз!), а свеча не будет сравниваться со всеми в мире солнцами. Ладно? Куда интереснее проза А. Евгеньевой, особенно ее симпатичные афоризмы. Например: «Зависть — детское размышление о справедливости». Удивительно тонкое и парадоксальное наблюдение. Может, на этом и стоит сосредоточиться?
ВЛАДИМИР
МЕСТНОЕ ВРЕМЯ. Книга первая. Владимир, «Фолиант», 2000. Тир. 1000 экз.
Первый коллективный сборник (стихи и проза) восьми авторов, которые называют себя «владимирской школой»: Дмитрий Кантов, Анатолий Гаврилов, Владимир Пучков, Иван Котельников, Владимир Краковский, Мария Васильева, Александр Шарыпов, Вадим Забабашкин. Из этой восьмерки в Москве наиболее известен Анатолий Гаврилов, одна из главных звезд издательского проекта Александра Михайлова «Соло». В целом сборник оставляет серьезное впечатление: это — да! — стихи и — да! — проза, это заслуживает более основательных рассуждений, чем позволяет наша рубрика. Из джентльменских соображений процитирую отрывок стихотворения единственной дамы сборника — впрочем, очень страшный, несмотря на «веселенький» мотивчик:Я беременна немного,
я беременна слегка,
ненадолго, ненадолго,
а всего до четверга.
Понятно, о чем это?В. КОРМАН. ГИРЛЯНДА. Корона и четыре венка сонетов. Владимир, «Транзит-Икс», 2000. Тир. 200 экз.
Это нечто! Не просто «корона» и четыре «венка», но еще и «венки» эти не обычные, но «бимагистральные акровенки сонетов»! Вдобавок стихи, слагающиеся из первых букв сонетных строк, выдержаны в размере и только что не рифмуются между собой. Все это блуд мастерства, поэзия в этом и не ночевала, скажет строгий ревнитель свободного вдохновения. И я с ним почти соглашусь. И все же с невольным уважением следишь за этим искусным стихотворным макраме.Владимир ПУЧКОВ. ЭКЛОГИ. Владимир, «Транзит-Икс», 1998. Тир. 500 экз.
Один из участников альманаха «Местное время» (см. выше).Метались птицы. Где одна,
Там все уже кружились хором.
И пахли яблоки раздором,
Простором, долгим разговором
В сенях у мерзлого окна.«Пахли яблоки раздором» — хорошо!
ВОЛГОГРАД
Евгений ЛУКИН. ДЫМ ОТЕЧЕСТВА. Стихи и песенки. Волгоград, «Станица-2», 1999. Тир. 200 экз.
Изящно изданная в карманном формате и с супером первая стихотворная книга известного волгоградского фантаста. Остроумная социально-политическая лирика, гораздо лучше, чем пишет сегодня Игорь Иртеньев.РЕЦЕПТ: берется коммунист,
Отрезанный от аппарата.
Добавить соль, лавровый лист —
И кипятить до демократа.РЕЦЕПТ: берется демократ,
Замоченный в житейской прозе.
Отбить его пять раз подряд —
И охладить до мафиози.РЕЦЕПТ: берется мафио…
И все. И больше ничего.Валерий ДАНИЛЬ. ИЗБРАННОЕ. Стихи. Волгоград, без издательства, 2000 (?). Тир. 200 экз.
Трогательное вступительное слово от автора: «К сожалению, когда книга была закончена, оказалось, что мои финансы допели уже последние романсы. Именно по этой причине пришлось от каравая отрезать две трети и только одну треть отдать вам». В книге 287 страниц. О стихах не скажу, а вот в прозе (таковая тоже наличествует) встречаются любопытные государственные мысли. Например: «Должность президента (для его же благонадежности) дважды требует голосования от народа: первый раз — в президенты, и второй (по окончании срока) — на пенсию или в тюрьму. Слуг народа надо поощрять за честность и наказывать за вранье, тогда это будут хорошие слуги».
РЖЕВ
Н. В. ЗАРИПОВА. СБОРНИК СТИХОВ. Ржев, без издательства, 1995. Тир. 1000 экз.
Изданные коллективом ржевского краностроительного завода (теперь АО «Высота») стихи уже покойной поэтессы Надежды Васильевны Зариповой (1936—1993), отработавшей на заводе более тридцати лет. Трогательное предисловие как бы от всего завода. Стихи хороши тем, что могут читаться в любой «своей» компании — среди друзей и родственников.ИСТОКИ. Сборник стихов ржевских поэтов. Ржев, без издательства, 2000. Тир. 1000 экз.
Мудрое начало предисловия: «…наша культура зарождается в народной гуще, на сельских просторах или в провинциальных городках, и только потом дает себя знать в столице. На пустом месте ничего не растет. Чтобы один долгожданный гений создал бессмертный шедевр, нужна основа, нужна та культурная Среда, которую создают сотни скромных талантов и тысячи самоотверженных тружеников». Золотые слова! Если бы это понимали те, кто в свое время разорял наши литературные «колхозы» — центральные и местные союзы писателей, литературные объединения и т. д.!Евгений ФЕДОРОВ. ПРАВДА О ВОЕННОМ РЖЕВЕ. Документы и факты. Ржев, без издательства, 1995 (?). Тир. 300 экз.
В прошлом выпуске «Русского поля» я писал о книге И. З. Ладыгина и Н. И. Смирнова «На ржевском рубеже» — тоже документальной. Во Ржеве с большим вниманием относятся к истории одного из самых кровопролитных сражений минувшей войны. Вот и здесь множество документальных свидетельств, которые позволяют увидеть войну без героической дымки — реальную и страшную именно в своей обыденности. Вот, например, сюжет: «Со слов жительницы деревни Барановой Пелагеи в конце ноября или в начале декабря 1941 года в д. Радюкино появился красноармеец. Так как был сильный мороз, красноармеец развел в овине костер. Согревшись, уснул. От костра загорелся овин. Проснувшись, красноармеец побежал. Его заметили деревенские ребята. Сироткин Александр Семенович сообщил о случившемся старосте Комарову. Тот заставил ребят догонять красноармейца вместе с немецкими солдатами. Красноармейца догнали и расстреляли». Вот так!
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ
Владимир НЕЧАЕВ. ЗОЛОТЫЕ ЗВЕРИ. Стихи. Петропавловск-Камчатский, Дальневосточное книжное издательство. Камчатское отделение, 1992. Тир. 3000 экз.Владимир НЕЧАЕВ. РОССИЯ, С ПЕЧАЛЬЮ… Опыт приближений. Петропавловск-Камчатский, без издательства, 1995. Тир. 500 экз.
Что такое «опыт приближений», мне не совсем понятно. Почему-то сразу вспоминается «Книга отражений» Ин. Анненского. Есть, однако, очень недурные, на мой вкус, очень горько-русские строки:Ночью в плацкартном вагоне — тоска и тоска,
Нет ни числа, ни имен — только желчь перегара.
Утро забрезжит. Мелькнут перелески, река,
Хмурый погост, полустанок, убогий и старый.Вторая книга вышла пять лет назад, а до меня дошла только сейчас. Что с этим автором, как ему живется-пишется на Камчатке? Неплохо было бы получить письмо.
ЕКАТЕРИНБУРГ
Евгения ИЗВАРИНА. ПО ЗЕМНОМУ КРУГУ. Стихотворения 1991—1998 гг. Екатеринбург, «Уральский литератор», 1998. Тир. 300 экз.
Запомнилось стихотворение, посвященное покойной московской поэтессе Нине Искренко:Каждому по вере
всем по праву кроме
заперев все двери
не закроешь кровине зароешь в ямку
не заправишь в рамку
хуже если туже
перетянешь лямку —оживать-то в прозе
на кривом ин. язе
каждому по розе
вот и пусто в вазеЗамечательны две последние строки!
Владимир СУТЫРИН. МОСКВААЛЯСКА. Проза для всех. Екатеринбург, без издательства, 2000. Тир. 1000 экз.
Полуфантастическое, комедийное повествование о нашем пограничнике, который случайно оказался в Америке и кое-чего там натворил. Не очень смешно, зато динамично. Мораль: русский из любой беды выпутается. Что Сибирь, что Аляска — два берега…
ПЕРМЬ
Василий ТОМИЛОВ. ПЕРВЫЙ. Стихотворения. Пермь, без издательства, 1997. Тир. 200 экз.
Из предисловия Надежды Гашевой: «Он — красивый, двадцатидвухлетний. Он — талантливый». И дальше по тексту: «лирическая дерзость», «ирония», «влюбчив», впрочем, не хватает «глубинной культуры», но это — «дело наживное». В стихах избыточно много самолюбования, пусть и ироничного.
САРАНСК
Юрий САМАРИН. ОСОБЕННЫЕ ЛЮДИ. Повести. Саранск, типография «Красный Октябрь», 2000. (Библиотека журнала «Странник»). Тир. 1000 экз.
Традиционная проза о поисках русским человеком Бога. Современной ее делает наличие духовидцев, экстрасенсов, бывших афганцев и т. д. Читать интересно, хотя результат поисков почему-то заранее ясен.
ЯРОСЛАВЛЬ
Виктор ЛЕВАШОВ. ШЕЛ МОКРЫЙ СНЕГ. Стихи из первой тетради; КРАМОЛЬНЫЕ МЫСЛИ. Стихи из второй тетради. Ярославль, без издательства, 1999. Без указания тиража.
Видно, что 30-летнему автору нравится писать размером и рифмовать, и это у него, в общем, почти получается. Больше, увы, пока ничего не видно.Наталья КАЛИНИНА. ЗИМНИЙ БУКЕТ. Поэтический сборник. Ярославль, без издательства, 2000. Без указания тиража.
Любовная лирика:Я хочу быть зимней вишней
Сладко-спелой, озорной…А ночи, как и прежде —
Все короче,
А губы, как и прежде —
Далеки…Не судите, да не судимы будете!
ТОМСК
Вадим МАКШЕЕВ. ПО МУРОМСКОЙ ДОРОЖКЕ… Повести и рассказы. Томск, без издательства, 2000. Тир. 1000 экз.
Книга издана в рамках программы «Гражданское общество» при финансовой поддержке Института «Открытое общество» (фонд Сороса). Книга о детстве, об аресте отца, смерти матери и сестры на поселении. «В повести моей не было злобы, нет ее и во мне». Это верно, и это делает прозу Макшеева привлекательной.__________________________
Книги для обзора в рубрике «Русское поле» присылайте, пожалуйста, в редакцию «Октября».
∙