Владислав ОТРОШЕНКО
Опубликовано в журнале Октябрь, номер 5, 1999
Владислав ОТРОШЕНКО За восемь лет моего знакомства с журналом (впервые свою вещь, небольшую повесть, я опубликовал здесь в конце 1991 года) я не раз убеждался — и на собственном опыте, и наблюдая взаимоотношения редакции с другими писателями,- что «Октябрь» склонен интересоваться не просто тем или иным произведением прозаика, поэта, критика, эссеиста, а всей работой автора в целом. Эта склонность, наверное, отражает реальное положение вещей в литературе. Писатель пишет. Вот наиболее простое и самодостаточное из всех предложений, которые могут обрисовать то, чем занимается писатель. В чем осуществляется действие, для писателя цельное по своей сути — в прозе, в поэзии, в эссеистике,- не имеет значения. Понимание этой тонкой истины и определяет, как мне кажется, отношения журнала с писателями.
Мне очень приятно и лестно принять участие в этом номере в совершенно ином качестве — впервые опубликоваться в разделе поэзии. Для меня самого это большая и приятная неожиданность, станет ли она таковой и для читателя — не знаю. Но надеюсь.
Пасхальные хокку Смотрю из окна вагона Деревушка на склоне холма, Домиков двадцать - не больше, А кладбище - целый город... На раскопках древнего городища Танаис в устье Дона Полуденный зной в степи. Корова неспешно лижет Сарматской Бабы гранит. В Родительскую Субботу на кладбище в Новочеркасске Сидит у могилы одна - Курит папироску старуха, Дым из ноздрей пускает. * * * Подпрыгнул, клацнул зубами: Разозлила снежинка Цепного пса. * * * Скоро пасхальные дни. Могилы украсят цветами - Старые и новые... * * * "Наверное, горький пропойца",- Думают воробьи. На лавочке сплю под солнцем весенним. * * * На кладбище пахнет краской. Завтра - пасхальный праздник. Звенят жестяные венки. * * * Пасечник пьян с утра. На разноцветные улья Сыплется мелкий снежок. В степи близ Новочеркасска Может, ты мне укажешь Дорогу домой, Огородное чучело! * * * Фуфайка отменная, штаны хоть куда!.. "Подайте за-ради Христа!" - Горланит кладбищенский сторож. * * * Сколько же чарок, бродяга, Сегодня тебе поднесли?.. Уснул на свежей могиле. * * * Первый весенний дождь,- Гибнут в сугробах Беззвучные капли. * * * Нет, не бросит на полдороге - В отделение затащит пьянчужку Милиционер-муравей. * * * Еще не закончился праздник - Светится в сумерках ярче луны Пасхальный кулич на гробнице!.. * * * Взметнулась - сейчас улетит... Нет, снова над тем же цветком Кружит и кружит стрекоза. * * * Печален осенний лист, Гонимый февральским ветром. Еще печальней дрожащий, В срок не упавший с ветки.∙