Октябрь 11 /1998:
Опубликовано в журнале Октябрь, номер 11, 1998
Записки литературного человека
Вячеслав КУРИЦЫН День Независимости Я пишу эти строки в конце сентября. В Москве ветрено. Пошла пятая неделя посткириенковской эпохи. Доллар, вдоволь поизмывавшись над умами соотечественников агоническими прыжками-ужимками, поуспокоился и растет теперь медленно, уверенно и ежедневно. Пенсионерки до обеда по четыре раза обходят район, выясняя, где дешевле крупа. Члены нового правительства рыскают по пустым коридорам Белого дома, раздражаясь, что мало осталось украсть.
Рассказ Ильи Алексеева, написанный пару месяцев назад, уже несколько недель принадлежит ушедшей эпохе. Что за сон вообще, что за жизнь, что за герои, в какой стране и в какое время происходит действие? Может быть, и не было двух последних лет подъема «среднего класса», может, это все привиделось нам? Вадима сократили из фирмы «Гигант». Же─не сильно урезали зарплату, и у нее нет теперь денег на запчасти для «Шкоды». Кирилл в следующий раз купит себе обувь не от «Доктора Мартенса», а от «Москирзы». Не будет никакого медового месяца на Сейшелах. Сушим, дружно сушим сухарики.
Кто-то скажет: что за чушь, оплакивать судьбу московских сосунков, которые лишатся красивых, дорогих игрушек и удовольствия проводить отпуск за границей? Пусть понюхают пороху, да и какой, по совести сказать, в Москве порох… Надо выть по тобольским врачам, по кузбасским шахтерам, по хабаровским безработным, которые не Сейшел лишились — которые просто, прости Господи, помрут. Все так. Но как мы из сытой Москвы не замечаем, что вымирают на окраине империи целыми деревнями, так и большая страна не заметит, как лишится своего будущего. Именно эти офисные мальчики и девочки, расслабленная городская молодежь, нарядные везунчики, не нюхавшие пороху (или нюхавшие совсем другое), молодые да ранние — именно в их лице мы имели надежду новой России. Страну спасут не шахтеры, чей уголь, к сожалению, никому не нужен, а изнеженные московские детки. Они пришли в мир не страдать и визжать, а что-то делать. Это они формировали новое представление и об уровне жизни, и о европейских стандартах человеческих отношений. Это из них могли появиться менеджеры нового народного хозяйства, люди с другим сознанием, нежели у красной дряни, новорусской вони и совковой пьяни. Люди, для которых зарабатывать интереснее, чем тырить. Это им есть что терять, а потому они — основа общества. Это их серое вещество могло удобрить почву, это их идеи могли дать шанс «этой стране»…
Вот ребята и получили от страны первую большую пощечину.
Ребята, все хорошо. Выключите телевизор: на этих, которые там, смотреть не просто противно, но и вредно. Жаль, конечно, что они угробят еще несколько миллионов пенсионеров и шахтеров, можно было обойтись куда меньшей кровью. Но скоро и этих «новых старых» пронесут мимо нашего порога, а изнасилованная власть, никому не нужная, останется валяться в луже. А мы с вами еще покочевряжимся, подбирать ее или нет.