Интервью с генеральным секретарем Коммунистической партии Британии Робертом Гриффитсом
Опубликовано в журнале Неприкосновенный запас, номер 4, 2010
Роберт Гриффитс — член Коммунистической партии Британии с 1983 года, с января 1998-го — ее генеральный секретарь. До избрания на эту должность был президентом профсоюза технических и административных работников в Уэльсе. Автор ряда книг об истории валлийского рабочего движения.
“Мы защищаем свои позиции, порой успешно, порой нет”
Интервью с генеральным секретарем Коммунистической партии Британии Робертом Гриффитсом
“Неприкосновенный запас”: Расскажите о своей партийной карьере.
Роберт Гриффитс: На пост генерального секретаря меня избрали в 1998 году; в партию я вступил в 1983-м. Этому предшествовали несколько лет, в течение которых я причислял себя к сочувствующим. Хотя началось все раньше: я общался с коммунистами, знал о проводимой ими политике едва ли не с тех самых пор, как стал политически активным гражданином в начале 1970-х. В компартии меня привлекали следующие аспекты. Во-первых, идейная последовательность. Затем тот факт, что во главу угла ставятся интересы простых людей. Наконец, я верил и верю до сих пор в то, что коммунисты стремятся построить общество лучшего типа — социалистическое общество. Кроме того, меня заинтересовал подход компартии к национальному вопросу, который всегда был важен для меня, уроженца Уэльса. Компартия была единственной серьезной политической силой на левом конце спектра, к которому всегда тяготел я сам, она уделяла внимание интересам малых стран и национальностей, языковым проблемам.
Иными словами, коммунизм был мне близок по ряду причин. Я вступил в компартию в то время, когда среди ее членов начинались определенные расхождения, касавшиеся будущего лейбористского движения, дальнейших планов. Однако партия пережила тот сложный период, несомненно, не прошедший для нее бесследно. За ним последовал распад СССР, события в Восточной Европе. Как бы то ни было, я не только не изменил своим убеждениям, но укрепился в них. Я считаю, что все наиболее важные события в мировой истории указывают на необходимость кардинальных изменений в устройстве современного общества.
“НЗ”: Как бы вы охарактеризовали классовый состав партии сегодня?
Р.Г.: Полагаю, с самого начала своей политической деятельности я видел силу компартии в ее социальном составе. Это партия обычных людей, не состоящая главным образом из интеллектуалов, хотя последних среди ее членов немало. Но дело в том, что многие из этих интеллектуалов — простые рабочие. В свое время партия привлекла меня как раз этим — широтой своего социального, возрастного, национального, этнического спектра. По-моему, то же можно сказать и о ситуации в наши дни. Хотя большинство членов сегодня — люди рабочего происхождения, партия открыта для всех, в ее рядах — университетские профессора и безработные, домохозяйки и молодежь. Есть ветераны, состоящие в партии более пятидесяти лет. Все члены имеют одинаковые права: на высказывание и защиту своего мнения, на участие во внутрипатрийной деятельности, избирательное право. В моих глазах это был один из наиболее важных доводов в пользу компартии, и со времени вступления я ни разу не был обманут в своих ожиданиях.
Что касается молодежи, в последнее время положение дел определенно изменилось к лучшему. 1980-е были непростым периодом — тут сыграли роль и внутрипартийные разногласия, и падение соцлагеря. В то время молодые люди не особенно стремились вступать в нашу, да и в какую бы то ни было, политическую партию. В какой-то степени это по-прежнему так. Насколько я могу судить, многих представителей молодежи по-настоящему волнуют проблемы климата, будущее человечества, смысл жизни. Однако в политические партии они вступают весьма неохотно. Причина ясна: если взглянуть на картину в сегодняшней Британии, нетрудно увидеть, что существующие партии создают для самих себя плохую рекламу. Следует, однако, отметить, что в последние годы явления, подобные войне в Ираке, глобализации, коррупции, массовой безработице, заставляют молодых людей серьезно задуматься о современном обществе и путях его улучшения. Хотя членство в любой партии по-прежнему вещь непопулярная, интерес к нашей деятельности определенно возрос. То же можно сказать о Лиге молодых коммунистов — организации независимой, но связанной с нами; это не секрет. За прошедшие три-четыре года число ее членов значительно увеличилось.
“НЗ”: Усматриваете ли вы тут влияние недавнего финансового кризиса и рецессии?
Р.Г.: Оно, безусловно, присутствует. В условиях кризиса нам, разумеется, легче проводить в жизнь свою политику, убеждать людей в своей правоте; как следствие, растет количество вступающих в партию. Не стану преувеличивать и говорить, что в наши ряды потянулись широкие массы. Однако у меня такое ощущение, что люди — в немалой степени это относится к участникам профсоюзного движения — куда более симпатизируют нам сегодня, чем тогда, когда я вступил в партию, 27 лет назад.
“НЗ”: Каковы основные сферы вашей деятельности?
Р.Г.: Мы всегда придерживались того мнения, что рабочий класс — основная движущая сила общества. Наша деятельность крепко связана с профсоюзным движением; сотрудничество с профсоюзами — одна из основных частей нашей работы. Она ведется открыто, представители компартии — крупные фигуры во множестве тред-юнионистских организаций. Речь идет о большинстве существующих в стране профсоюзов, всех без исключения основных и многих других. Демократические принципы партии означают, что мы прислушиваемся ко мнениям всех, вне зависимости от их политических убеждений. Мы защищаем свои позиции, порой успешно, порой нет. Люди, работающие бок о бок с коммунистами, осознают и ценят их усилия; в результате профсоюзное движение пополняется членами партии.
Следует упомянуть еще три главные сферы нашей деятельности, где у нас много сторонников. Это, прежде всего, борьба за мир — как известно, она пережила сильный подъем с появлением в Британии ядерного оружия нового поколения; сыграли свою роль и войны в различных частях мира, в которых участвовала страна. Лидеры антивоенного движения — известные члены компартии. Они пользуются доверием, их неоднократно избирали и продолжают избирать на эти посты. Мы гордимся своим участием в этой борьбе, тем, что благодаря нам у ее активистов появляется возможность быть услышанными. Кроме того, мы активно вовлечены в движение за права пенсионеров. Пожилые люди в нашей стране сталкиваются с рядом проблем, которые не должны возникать. Наконец, мы участвуем в движении за международную солидарность — сотрудничаем, в частности, с представителями народов Колумбии, Кубы, Палестины. Ежегодные международные съезды коммунистических и рабочих партий — мероприятия, на которых мы встречаемся с представителями 60-70 стран, включая Россию. Эта часть нашей работы отражает принципы интернационализма, которые мы исповедуем; в ней, если угодно, — наше понимание обстановки в мире. Еще, пожалуй, стоит отметить нашу роль в студенческих организациях, в проведении ряда общественных кампаний.
“НЗ”: В этом апреле исполнилось 140 лет со дня рождения Ленина. Насколько важна эта фигура для британских коммунистов?
Р.Г.: Мы твердо придерживаемся ряда ленинских принципов, его наиболее важных, основополагающих идей и не стыдимся этого. В то же время нам ясно, что он был продуктом определенной исторической эпохи, развития определенных событий в определенной стране. Вклад Ленина в развитие марксизма и международного коммунистического движения по-прежнему представляется нам колоссальным. Одна из наших задач — переиздание его трудов: так недавно появилась “Детская болезнь левизны в коммунизме”; в июле выходит собрание основных трудов Ленина о Британии, о британской компартии и лейбористском движении; печатались также ленинские комментарии к Марксу. Интерес к этим книгам достаточно высок, не в последнюю очередь — среди молодежи. Мы с радостью переиздавали бы и другие ленинские работы, будь у нас такая возможность.
Что касается памятных дат, более близкой для нас датой является день рождения Карла Маркса. Мы устраиваем ежегодные церемонии с чтениями отрывков из работ Маркса на Хайгейтском кладбище, где он похоронен. Помимо книг Маркса и Ленина, мы переиздаем других великих мыслителей, таких, например, как Фридрих Энгельс, Георгий Димитров.
Если бы потребовалось сформулировать наше кредо, нашу философию, мы по-прежнему использовали бы слова “марксизм” и “ленинизм”. Дело Ленина не потеряло для нас своей значимости. Нередко говорят о том, что он фигура противоречивая; я лично не считаю, что это так — по крайней мере, для нас он таковой не является. Это, разумеется, не значит, что мы готовы подписаться под каждым его словом и безоговорочно одобряем каждое решение, когда-либо им принятое. То же можно отнести и к Марксу, и к кому угодно — людям свойственно ошибаться. Что до серьезной критики ленинских принципов, честно говоря, тут мне нечего сказать. Дискутировать, защищать свое мнение — право каждого представителя международного движения. Мы далеко не всегда согласны с тем, что говорят коммунисты других стран, однако к Ленину это относится в меньшей степени. Какие-то из мер, которые принимались им сразу после октябрьской революции, в начале построения социалистического государства, были суровыми, однако вопрос в том, можно ли было без них обойтись. Как бы то ни было, я не вижу тут коренных противоречий — действия ленинской партии представляются мне в основном правильными. Можно рассуждать о подавлении Кронштадтского восстания, о правомерности использования силы в тех масштабах, в каких она применялась, о других методах решения проблемы. Можно высказывать разные точки зрения об экономической политике, о национальном вопросе и так далее. Однако существуют вещи, куда более противоречивые в наших глазах, нежели ленинская политика.
Мы говорили о трудах Ленина, посвященных Британии. В те времена — да и сейчас — далеко не все британские коммунисты соглашались с тем, что он писал. Мы использовали ленинские работы в качестве отправной точки для дискуссий на одном из партийных съездов. Переиздание этих писем и статей имеет целью стимулировать дальнейшие обсуждения. Для нас как для политической партии это чрезвычайно важно — это позволяет нам двигаться вперед, к социализму. Одни из нас считают, что ленинские труды и сегодня указывают путь, по которому следует идти Британии; другие, — что теперь не те времена, что некогда Ленин был прав, но теперь ситуация изменилась. Третьи заявляют, что его идеи были ошибочны с самого начала. Все это — часть дискуссионного процесса, который сопутствует развитию Коммунистической партии, да и всех левых сил Британии.
“НЗ”: Как организован прием в Коммунистическую партию Британии в наши дни?
Р.Г.: Мы помещаем рекламу, объявления, отчеты о своей работе в “Morning Star” — ежедневной газете, известной своим левым уклоном, пользующейся поддержкой многих профсоюзов и обладающей политическими связями с коммунистами. Помимо газеты, приглашения вступить в партию размещаются и в наших собственных публикациях, листовках, манифестах. Желающие заполняют короткую анкету, обращаются в центральный комитет, и мы связываем их с представителями местных организаций. За этим следует встреча, в ходе которой человек объясняет свое решение вступить в партию. После этого его приглашают на собрание местного отделения и, если никаких возражений не возникает, принимают в партию. Как видите, процесс не особенно сложен; тем не менее одной подачи заявления недостаточно — мы считаем нужным удостовериться в том, что человек вступает в партию с искренними, серьезными намерениями и готов работать на ее благо, а также — на благо рабочего класса и общества в целом.
Записала и перевела Анна Асланян