Опубликовано в журнале Неприкосновенный запас, номер 3, 2007
«Единая Россия»: есть такая партия?
Наблюдая за перипетиями партийной жизни современной России, нельзя оставаться глухим к бесконечным и горестным жалобам почти всех «миноритарных» партий в адрес общероссийской политической партии «Единая Россия». Суть ламентаций, как правило, сводится к тому, что коллеги из «партии власти» постоянно ущемляют, притесняют, третируют конкурентов: мастерят избирательное законодательство исключительно «под себя», направо и налево применяют административный ресурс, силком загоняют в партийные ряды сотрудников государственных предприятий и организаций. Надо сказать, что возмущение вечных аутсайдеров российской политики — например, коммунистов или сторонников Григория Явлинского — вполне объяснимо. И все же разделить его достаточно тяжело, поскольку не дает покоя один важный вопрос. Вопрос следующий: а является ли, собственно, «Единая Россия» политической партией в общепринятом смысле слова? Ведь обвинять ее в поведении, неуместном для обычной политической партии, можно лишь в том случае, если она и в самом деле не только претендует на такой статус, но и действительно обладает им! Нам кажется, однако, что в данной ситуации мы имеем дело с политическим образованием несколько иного рода, довольно нестандартным и на партии демократических государств мало похожим. Не исключено, кстати, что это и вовсе не партия.
Размышляя на эту тему, авторы рубрики приходят к весьма любопытным выводам. Пожалуй, главный из них состоит в том, что неумение «Единой России» быть «нормальной» партией, готовой действовать в условиях демократии, стало причиной приобретения ею не только ряда тактических плюсов, но и явных минусов. Сделавшись неотъемлемой составляющей политического режима, она лишила себя многих «удовольствий» политической борьбы, доступных прочим, более традиционным партиям. Она, например, никогда не познает, что такое быть в оппозиции, — поскольку исчезнет вместе с нынешним порядком, растворившись в следующей «партии власти» (что уже происходило не раз даже на нашей короткой памяти). Ведь будущее ее, вопреки заверениям бескорыстных и корыстных оптимистов, довольно печально. Столетней историей, подобной тем, на которые опираются, скажем, британские лейбористы или французские социалисты, когда-нибудь вполне сможет обзавестись партия «Яблоко», на нее может рассчитывать и Коммунистическая партия России, но «Единая Россия» — едва ли. Причина проста: если любишь политический режим до гроба, то, увы, вместе с ним в этот гроб и сойдешь, рано или поздно, с благословением или без.
«Неужели снова на семьдесят лет?» — сокрушаются порой зарубежные наблюдатели, созерцая окостенение нынешней российской жизни. По нашему мнению, вряд ли; начать хотя бы с того, что на такой период никаких углеводородов не хватит. Разумеется, сюрпризов и огорчений будет еще немало, но и то, что страна будет вынуждена меняться, тоже очевидно. Причем, по-видимому, быстрее, чем это иногда может казаться, поскольку Россия — не отдельная планета.
Впрочем, нам не хотелось бы пугать адептов и поклонников новой «партии власти». Позволим себе лишь одно пожелание: господа, поскорее становитесь нормальной партией! Это в ваших собственных интересах. [НЗ]