Опубликовано в журнале Неприкосновенный запас, номер 1, 2007
“Из того, что было”: образ родины — своими руками
В последнее время родина всерьез, похоже, задумалась над тем, как она выглядит со стороны. Нам, казалось бы, только радоваться — наконец-то проснулась потребность, ранее российскому государству почти неведомая, а тьмы и тьмы неугомонных клеветников России вот-вот удастся призвать к ответу или, как минимум, устыдить. Однако эта целенаправленная кампания лишь усиливает ощущение беспокойства, смешанное с чувством внутренней неловкости. Причина, по-видимому, вполне банальна. Немалые умственные и еще более впечатляющие финансовые усилия, нацеленные на раскрытие незамутненного и первозданного облика отечества, увы, по-прежнему не подкрепляются совершенствованием наших политических, и не только политических, нравов. Скорее, наоборот: продвижение бренда “Россия” делается тем агрессивнее, чем более нестандартным и оригинальным становится поведение нашей страны на международной арене, да и внутри собственных границ тоже.
Впрочем, прежде чем сокрушаться по поводу обстоятельств, от нас не совсем зависящих, стоит задаться важным вопросом: а поддается ли, в принципе, имидж нации фундаментальному усовершенствованию? Интересно, что все наши авторы — и те, кто приписывает нынешний, довольно неказистый образ родины целенаправленным усилиям русофобов, и те, по мнению которых инвективы в адрес зеркала в принципе бесполезны, почти единодушны: добиться любви всего человечества, полагаясь только на пропагандистскую машину, невозможно. Иными словами, о нас думают плохо не только (и не столько) из-за интриг темных сил, завидующих могучему русскому гению и изрядному количеству находящихся в его распоряжении боеголовок и скважин, а оттого, что ведем себя соответствующим образом. Наличие такого своеобразного консенсуса не может не радовать. Оно означает, что просвещенная Россия в целом хорошо знает цену своей отчизне; просто одна ее часть зарабатывает на жизнь, убеждая власти, будто эту цену можно искусственно “взвинтить”, а другая часть этими вещами не занимается — в силу тех или иных соображений.
На протяжении веков многие страны стремились выглядеть лучше, чем они были в действительности. Россия либо считала себя слишком великой, чтобы интересоваться, как ее воспринимают со стороны, либо же не могла позволить себе тратиться на столь отвлеченные цели. Сейчас звезды расположились так, что и денег у нас с избытком, и список перворазрядных стран мы, похоже, надолго покинули. Поэтому тема восприятия родины за рубежом неожиданно — хотя и закономерно — вышла на первый план. Но, если наши авторы правы, эти хлопоты окажутся вполне тщетными; воистину, родина не продается (или плохо продается) — ибо кто же ее, такую, купит? Сказанное, однако, не отменяет главного открытия всех предпринимаемых ныне имиджевых инициатив и программ: чтобы выглядеть лучше, стоит попробовать изменить манеру поведения. [НЗ]