Опубликовано в журнале Неприкосновенный запас, номер 2, 2006
Готовя специальный номер о судьбе и перспективах экологического движения в России, редакция не смогла обойти вниманием особое, сложившееся не так давно заповедное пространство — отечественный политический заказник.
Действительно, те внимание и забота, с которыми российские власти пестуют новую политическую реальность, производя селекционный отбор и хладнокровную выбраковку неудавшихся экземпляров, вероятно, должны вызывать восхищение у истинных последователей академика Лысенко, ибо получающиеся гибриды не только изумляют сочетанием, казалось бы, несочетаемых свойств, но, как оказывается, еще и способны существовать некоторое время в лабораторных условиях. Полевые работы, правда, оказываются не всегда столь удачными — партию «Родина», которая своими действиями стала разрушать хрупкую экосистему молодого политзаказника, пришлось заново поместить в тесный лабораторный вольер. Но прогресс и развитие, как нам всем известно, невозможны без готовности к жертвам.
Вот в США недавно методом последовательного селекционного отбора вывели кота без запаха. Вернее, с запахом, но таким, который не вызывает неприятной реакции у аллергиков — яркая победа передовой науки в деле бытовой гигиены. Новостные агентства, правда, не сообщают, сколько в ходе научного эксперимента было получено котов с «неправильным» запахом и, самое главное, что с ними произошло.
В нашем случае основной интерес представляет судьба не гибридов без вкуса и запаха, а тех видов, которые смогли проникнуть на территорию заказника, пустить корни и теперь борются за выживание с упорством травы, пробивающей метровый слой асфальта у здания Государственной Думы. Это отбор в крайне неблагоприятных условиях, когда выжившие виды закаляются, становятся устойчивыми и слабочувствительными к изменениям окружающей среды. Вероятно, впоследствии они послужат примером причудливого хода эволюции общественных движений и партий.
Две институции наиболее точно соответствуют подобному образцу — это Единая народная партия солдатских матерей и Зеленая партия России. Представляется, что подобная специализация характерна именно для неблагоприятной среды, когда, не имея возможности качественно изменить окружающую ситуацию, политический организм вынужден подстраиваться под негативное внешнее воздействие, стремясь максимально сохранить жизненные силы. С другой стороны, разочарование людей в либеральных партиях, дискредитировавших себя внутренними раздорами и неспособностью к компромиссу, начинает преобразовываться в интерес к специализированным и неполитическим по своей сути общественным движениям.
О том, насколько политическая «профессионализация» может быть успешной для зеленого движения, равно как о роли и предназначении Зеленой партии России, и идет дискуссия, начатая полемическим очерком Святослава Забелина, поставившим под сомнение само существование зеленого политического проекта. [НЗ]