Опубликовано в журнале Неприкосновенный запас, номер 2, 2006
В этом году Центр независимых социологических исследований отмечает свое 15-летие. ЦНСИ возник в начале трансформации российского общества, когда появились возможности инноваций в области социальных наук и перестраивался академический рынок. Среди возникших тогда исследовательских структур преобладали центры, ориентированные на коммерческие маркетинговые и политические исследования. ЦНСИ с самого начала избрал иной путь, его стратегия — развитие социальных исследований академического типа. Место, которое занимает ЦНСИ в социологическом сообществе, связано, прежде всего, с методологическими предпочтениями. Сотрудники центра опираются в основном на качественную социологическую методологию, на то, чтобы отвечать на вопросы — «как», «почему» и «зачем» люди совершают те или иные действия, воспроизводят те или иные практики.
Формально социология в России в 1990-е годы уже советской себя не именовала, однако все родовые черты последней (ангажированность и партийность, с какого-то момента — многопартийность, отделение преподавания от исследований, слабое знание социальной теории и отсутствие к ней интереса, приоритет общественной актуальности перед научной, неразвитость дискуссии, абсолютизация количественных методов, господство структурного функционализма в методологии) сохранились и не претерпели существенных изменений.
С самого начала создатели нового института (важнейшую роль здесь сыграли социологи Олег Вите, Виктор Воронков, Елена Здравомыслова, ИнгридОсвальд и Эдуард Фомин) рассматривали ЦНСИ как альтернативу привычному исследовательскому учреждению советского типа. Попробуем описать, в чем заключается эта альтернативность, выделив три ее аспекта — институциональный, кадровый и методологический.
Поиск институциональной альтернативы был вызван во многом сохранением жестких формальных рамок советской организации науки на фоне новых возможностей, связанных с иными практиками и иными научными претензиями. «Государственная» наука не поспевала за быстрыми социальными изменениями, по-прежнему планируя исследования на пятилетку вперед и требуя от ученых придерживаться таких планов. В неповоротливых консервативных академических структурах еще долго предполагалось исследовать привычные социальные феномены, которые на глазах исчезали, в то время как быстро меняющиеся новые практики, изучение которых было интригующе привлекательным для социологов, оставались вне поля изучения. Нужны были совсем другие институциональные возможности для удовлетворения нового исследовательского интереса (стратегии выживания, биографический опыт, интерес к идентичности, изменения в социальной структуре, общественные движения, неформальная экономика, изменения повседневности, гендерные проблемы). Тактическую гибкость, быстрое реагирование на новые вызовы смогли предложить ученым появляющиеся негосударственные исследовательские организации.
ЦНСИ сразу стал ориентироваться на международный рынок исследовательских грантов. Надо сказать, что в европейском социологическом пространстве такого рода центры занимают уже определившуюся нишу, поскольку существует устойчивый, обеспечивающий возможности их существования приток кадров и пул исследований. Минимум бюрократии, демократические практики управления, проектный принцип работы исследовательских команд, структурная лабильность — все это стало принципами организации ЦНСИ и условиями его выживания в непростой академической конъюнктуре.
Вторая альтернатива была кадровой. ЦНСИ стал привлекательным для исследователей, которые были ориентированы на мировые профессиональные стандарты и хотели чувствовать себя частью транснационального социологического сообщества. В подавляющем большинстве все они относятся к первому постсоветскому поколению, получившему возможность повысить социологическую квалификацию вне пределов Российской Федерации. Многие из них получили магистерские и докторские степени в Европе и США, а затем вернулись в Россию. Да и в России появились первые независимые университеты (Европейский университет в Санкт-Петербурге, Московская школа социальных и экономических наук), которые претендовали на соответствие международным стандартам образования в области социальных наук.
Появление слоя «новых социологов» имело два важных следствия. Первое связано с тем, что независимые исследовательские центры остро нуждались в молодых талантливых и амбициозных людях, которые могли бы работать иначе, нежели ученые с устойчивой советской социализацией. Неявным образом выработался критерий приема на работу в ЦНСИ: знание иностранного языка и «ни одного дня работы в советской социологии» (хотя эти требования, конечно же, не были абсолютизированы). Новое мобильное поколение исследователей с живым интересом к переменам хотело само влиять на принятие решений и формировать правила игры. Новые социологи и новый центр нашли друг друга.
Третья альтернатива отразилась в теоретических представлениях нового поколения. Молодые социологи, хорошо знакомые с западной научной дискуссией, опираясь на критику позитивизма и развитие новых исследовательских подходов, искали возможность применить полученное знание для исследований российского поля.
Усвоив, что полипарадигмальность вполне нормальна, а поиск единственной истины потерял смысл, они использовали в своих исследованиях ту методологию, которую им диктовал собственный жизненный и исследовательский опыт. Традиционные позитивистские подходы подвергались сомнению, им противопоставлялись новые подходы, повторяя в этом тенденции мировой социологии в запаздывающем и потомуинтенсивном режиме. Расширение сферы исследований, антропологический поворот в социологии, экспансия феноменологии, привлекательность личностно ориентированной гуманистической социологии — все эти факторы существенно повлияли на методологические приоритеты новых социологов. Методологической основой Центра стал структурный конструктивизм. Наибольший интерес вызывают этнометодология, социальный интеракционизм, феминистская критика.
Мучительная рефлексия по поводу собственных эмпирических исследований касалась не только заезженной тематики исследований, но и неудовлетворенности традиционным использованием количественных методов. Новые объекты исследования сами по себе делали применение анкетных опросов сомнительными. Развитие же так называемых «мягких» методов, которые традиция презрительно относила к «журналистике», получило поддержку, в первую очередь, именно в ЦНСИ. На первый план вышло участвующее наблюдение, нарративные и полуструктурированные интервью, различные методы качественного анализа текстов. В исследованиях Центра стерлась грань между социологией и социальной антропологией (этнологией) в прежних контурах этих дисциплин. Новый социолог все чаще использует в своих исследованиях участвующее наблюдение, исходя из стремления глубже понять жизненный мир информантов. Ключевым понятием становится «понимающая социология» с аллюзиями к Максу Веберу.
Характерно, что сориентированные на новые для российского научного поля идеи и подходы молодые социологи вовсе не озабочены их непризнанием традиционными социологическими авторитетами в России. Они больше сверяют себя с собственным исследовательским опытом и развитием западной дискуссии. Им достаточно того, что они стали полноправными участниками международного научного сообщества. Да и в России исследования, проводимые ЦНСИ, и активность его сотрудников завоевали особый авторитет среди молодого поколения, что позволило сформировать обширные сети единомышленников, своеобразный «незримый колледж».
В составе ЦНСИ работает 35 сотрудников, которые ежегодно ведут до 40–50 исследований. Большая их часть делается совместно с исследователями из других городов России и из-за рубежа.
ЦНСИ развивает три основных направления деятельности:
1) Академические социологические исследования
Хотя исследовательская работа ЦНСИ охватывает широкий спектр социологических интересов, практически все проводимые в Центре исследования касаются изучения гражданского общества и социальной структуры. Внутри этой обширной исследовательской рамки сформировано несколько профилирующих направлений:
– этничность, миграции, национализм;
– исследования границ и приграничных сообществ;
– гендерные исследования;
– социальные исследования экономики;
– социальные среды и социальная структура;
– экологическая социология;
– культурное и символическое производство.
Ежегодно публикуется до ста работ сотрудников ЦНСИ в сборниках и научных журналах России и других стран. Публикации цитируются в научной литературе в России и на Западе, получают высокие оценки рецензентов. С 1995 года Центр публикует на русском и английском языках сборники трудов, в которых представлены результаты проведенных исследований.
По профилирующим направлениям и темам проектов регулярно проводятся семинары с приглашением специалистов и заинтересованных ученых из Санкт-Петербурга, других городов России и из-за рубежа. В последнее время ЦНСИ посетили и провели в нем семинары такие известные социологи, как Томас Лукман, Ульрих Бек, СаскиаСассен, Теодор Шанин, Джеймс Скотт, Фриц Шютце и другие.
2) Профессиональная подготовка молодых социологов
Усилия сотрудников Центра направлены и на содействие профессионализации талантливых молодых исследователей. Сознавая сложности в подготовке нового поколения социологов, ЦНСИ активно сотрудничает с петербургскими вузами, регулярно организует студенческую исследовательскую практику, поддерживает инициативные исследования студентов и аспирантов. Сотрудники ЦНСИ читают лекции в вузах; ведущие ученые выезжают в зарубежные университеты для чтения лекций. В рамках Центра организованы учебные программы и проводятся школы для молодых исследователей. ЦНСИ поддерживает стажировки в Центре российских и зарубежных социологов.
Являясь партнером Фонда имени Генриха Бёлля, Центр проводит регулярные конкурсы среди молодых социологов России на получение стипендий этого фонда.
Работа Центра получила международное признание. В 2000 году ЦНСИ был награжден Германо-российским форумом и Фондом имени Роберта Боша за вклад в подготовку молодых исследователей.
3) Формирование исследовательских сетей в сфере социальных наук
Важным направлением деятельности ЦНСИ является формирование сетей исследователей, специализирующихся в области изучения социальных процессов в постсоветском обществе, содействие научной коммуникации и созданию негосударственных некоммерческих исследовательских центров в различных городах России.
ЦНСИ видит одной из своих функций оказание помощи образовательным и исследовательским институтам, правозащитным и другим организациям, чья деятельность направлена на развитие гражданского общества. ЦНСИ тесно сотрудничает со многими организациями третьего сектора России и других стран в сфере правозащитных, гендерных, экологических проблем.
ЦНСИ ориентирован на преодоление барьеров между российскими и зарубежными социологами. Благодаря участию в международных конференциях и семинарах, а также стажировкам, обучению и совместным исследованиям развивается научная коммуникация с университетами и исследовательскими институтами более чем трех десятков стран.
Сегодня ЦНСИ является членом нескольких международных исследовательских сетей. Особое внимание Центр уделяет поддержке молодых исследователей и исследовательских коллективов в российских регионах, развитию сотрудничества с ними. ЦНСИ был учредителем или инициировал создание исследовательских центров в Краснодаре, Иркутске, Казани, Самаре, Апатитах, Баку, Ереване.
Все три направления деятельности Центра тесно связаны между собой. Вместе они образуют комплекс мер, направленных на формирование в постсоветской России профессионального сообщества социологов нового поколения, способного исследовать сложные социальные процессы в трансформирующемся обществе на уровне мировых стандартов.
ЦНСИ выполняет также функции ресурсного центра. Инфраструктура Центра доступна для широкого круга заинтересованных лиц и организаций как из России, так и из-за рубежа. Регулярно студенты, аспиранты, молодые исследователи и представители организаций третьего сектора пользуются ее возможностями. Центр обладает обширной библиотекойс актуальными изданиями на русском, немецком и английском языках и большим исследовательским архивом.
Стремясь развивать социологическое сообщество и укреплять сеть исследовательских организаций, изучающих проблемы постсоветского пространства, Центр постоянно проводит семинары и международные конференции.
Проекты Центра были поддержаны десятками российских и зарубежных институтов, фондов и программ.
Виктор Воронков
Центр независимых социологических исследований
Директор: Виктор Воронков
Вице-директора: Оксана Карпенко, ИнгридОсвальд, Олег Паченков
191040, Санкт-Петербург, а/я 193
Лиговский пр., д. 87, офис 301
Тел./факс: (812) 718 37 96
E-mail: centre@indepsocres.spb.ru
Сайт: www.cisr.ru