Опубликовано в журнале Неприкосновенный запас, номер 1, 2006
Иван Большаков
1
Молодежь в России по-прежнему остается аполитичной и общественно пассивной социальной группой, тем не менее в последнее время наметилась некоторая активизация молодежных объединений и молодежной политики в целом. Это происходит в связи с особенностями политического режима в стране: ограничительными действиями российской власти, негативными тенденциями, связанными с выстраиванием авторитарной модели управления государством и нежеланием правительства решать актуальные проблемы молодых людей. Свою роль играет и сложность с устройством молодежи в жизни (работа, учеба, армия), в связи с чем наблюдается активизация усилий молодых людей, которая частично реализуется в виде социальных движений. Причинами роста студенческих общественно-политических движений также являются ненасильственные революции на постсоветском пространстве, где важнейшую роль играл молодежный протест, и если он дал позитивные результаты, то этот опыт служит примером.
С одной стороны, для выражения протеста авторитарным тенденциям молодежь объединяется в студенческие клубы или общественно-политические движения, такие как общественное движение «Оборона», «Молодежное “Яблоко”», движение «ДА», ассоциация студентов «Я думаю», Молодежный левый фронт. С другой стороны, власть сама создает молодежные движения для устранения угрозы так называемой «оранжевой революции» в России и дискредитации оппозиции. Здесь стоит отметить «Идущих вместе», движения «Наши» и «Россия молодая». Получение поддержки высшего руководства страны со стороны молодежных объединений считается основным приоритетом государства в области молодежной политики. Вместе с этим практически исчезла публичная молодежная политика, альтернативной площадкой, куда уходит вся активность, становится улица, где, возможно, будет решаться судьба страны, подобно Грузии или Украине.
2
Численность молодежных организаций в современной России по объективным причинам не очень велика. Государство, используя практически неограниченные административные и финансовые ресурсы, стремится формировать массовые движения, привлекая сторонников деньгами, перспективами карьерного роста. Взамен требуется фактически лишь участие в массовых митингах. Подобные организации формально имеют десятки тысяч членов. Протестные же группы в основном создаются по идеологическим соображениям. Имея минимальные ресурсы, оппозиционерам удается формировать молодежные организации в составе от нескольких сотен до нескольких тысяч участников. Так, созданная в прошлом году общероссийская организация «Молодежное “Яблоко”» смогла объединить около трех тысяч молодых людей.
Каждая из этих групп ведет борьбу за умы пассивной молодежи, привлекая ее финансовыми ресурсами или идеологией. Однако молодые люди в большинстве своем никак не реагируют на политическую ситуацию в стране, вследствие чего молодежные объединения имеют лишь немногочисленных сторонников.
3
Внимание молодых активистов направлено прежде всего на решение актуальных проблем, будь то студенческие отсрочки, служба в армии как таковая, образование или размер стипендий. Однако в последнее время интересы молодежи сосредоточиваются на общих вопросах политики, проблемах свободы слова, выборов, демократии и так далее. Сегодняшняя молодежь — это люди, рожденные в годы перестройки, во многом свободные и независимые и потому резко реагирующие на действия власти по ущемлению законных прав и свобод.
В России много молодых людей студенческого и даже школьного возраста, которые уже имеют сформировавшуюся и четкую гражданскую позицию по тем или иным социально-политическим вопросам. Они активно втягиваются в общественную и политическую жизнь страны, участвуют в деятельности молодежных объединений — организовывают митинги, выступают на «круглых столах», публикуют книги и статьи. Молодежным организациям есть что предложить обществу и государству, у них есть свои программы и технологии решений в области молодежной политики и других сферах. Однако сегодня власть их не слышит и не хочет поддерживать реальный диалог.
4
Украинские события, безусловно, оказали влияние на молодежную политику в России, явились катализатором возникновения новых молодежных организаций и протестных настроений в обществе. Как грибы стали появляться многочисленные русские версии «Поры», копирующие символику и названия украинских движений, пытающиеся привлечь на свою сторону финансовые потоки беглых экс-олигархов, но особо ничем, кроме копирования бренда, не отметившиеся. Под впечатлением произошедшей «оранжевой революции» в Украине в марте прошлого года по инициативе «Молодежного “Яблока”» было создано молодежное движение «Оборона», объединившее молодых активистов различных демократических организаций. Было проведено огромное количество уличных акций протеста, от мелких пикетов до масштабных общедемократических шествий с несколькими тысячами участников. Это подтолкнуло российские власти к осознанию возможности украинского сценария развития политической ситуации в качестве реальной угрозы. Ответом стали формирование «штурмовых бригад» — движений, готовых к физическим столкновениям с протестующей оппозицией, — и репрессии в отношении молодых активистов либеральных объединений. Незаконные запреты на проведение публичных мероприятий вблизи административных зданий органов власти, разгоны ненасильственных и мирных акций силами ОМОН, административные аресты — все это стало обыденной практикой в споре между государством и гражданами.
5
Сейчас, в преддверии парламентских и президентских выборов, вновь разворачиваются «программные войны». Задачей любой политической силы является приход к власти для реализации своих программных решений. На последних выборах в московский парламент «Яблоко» было единственной партией, в предвыборный список которой входило пять кандидатов моложе 30 лет. Среди членов организации есть специалисты в области права, экономики, политологии и управления. У «Молодежного “Яблока”» накопился достаточно большой опыт ведения предвыборной борьбы, поэтому объединение будет участвовать в муниципальных выборах 2008 года, а возможно, и в парламентских 2007 года. Одна из основных задач — обеспечение независимых и свободных выборов, поэтому наша организация будет предпринимать максимум усилий для контроля избирательного процесса: участвовать в работе избирательных комиссий разного уровня, проводить мониторинг нарушений, информировать избирателей об их правах.
Вместе с тем, в условиях ограниченного влияния политических партий на принятие решений, в условиях фактического отсутствия публичной политики основной формой выражения своей позиции являются уличные акции. В последнее время «Молодежное “Яблоко”» выступало организатором самых крупных общедемократических публичных мероприятий, провело сотни митингов и пикетов. Имея этот опыт, мы будем продолжать проводить акции протеста и выражать свое мнение по всем вопросам общественно-политической жизни.
6
В последнее время в молодежной политике происходит определенный спад. Недавно созданные молодежные организации прекращают свою деятельность, другие становятся менее активными. По моему мнению, это связано с тем, что многие из оппозиционеров перестали всерьез рассматривать возможность повторения украинских сценариев в России. По всей видимости, одна только протестная сущность молодежных объединений не имеет перспектив в нашей стране. С другой стороны, близятся выборы, и молодежные организации политических партий активизируют свою деятельность. Идет объединительный процесс, как на правом, так и на левом флангах. В случае объединения демократических партий будет создано, возможно, самое сильное молодежное демократическое движение, левые же организации, скорее всего, объединятся в коалицию. А власть, опасаясь «оранжевых революций», продолжит создавать прокремлевские молодежные движения, но сместит акценты в сторону одобрения политики президента и поддержки преемника.
7
Молодежные движения, принявшие участие в смене политического режима в Югославии, Грузии и Украине, использовали протестный потенциал общества, и именно на этом протестном ресурсе они и подняли свою популярность. По сути, в этом была их миссия и задача. Они вполне гармонично заняли свободную нишу общественных движений, пустующую в странах с авторитарными режимами, но затем переместились в сферу политических партий. На мой взгляд, это был непродуманный и нелогичный ход.Политические партии занимают несколько иную общественную нишу, там по-другому распределены группы поддержки и приоритеты. К тому же у этих движений отсутствовал опыт действия на политической арене. В то же время не стоит забывать, что некоторые из их лидеров сделали политическую карьеру и сегодня работают советниками в правительствах разных стран.
В России ситуация совершенно иная, большинство молодых активистов состоит в политических партиях, а объединения создаются этими же партиями либо при их непосредственном участии. К тому же никто из оппозиционных политиков всерьез не рассматривает в ближайшее время кардинальную смену политического режима путем ненасильственной революции. Молодежные движения в нашей стране идут своим путем, завоевывая популярность протестными выступлениями, но основную деятельность сосредоточивают внутри политических партий.