Опубликовано в журнале Неприкосновенный запас, номер 2, 2005
Исторические документальные фильмы на Втором канале немецкого телевидения
«Чтобы в прайм-тайм заинтересовать действительно большую аудиторию историей, необходимы изображения и язык, способные растрогать, захватить и быть понятными зрителю — в частности, только что вернувшемуся домой от станка рабочему. Просвещение должно иметь широкий охват». Следуя этому кредо, Гидо Кнопп и его команда производят документальные фильмы на исторические темы, в основном о национал-социализме и Второй мировой войне. Рейтинг этих передач порой превышает рейтинги развлекательных программ. Сериал «Помощники Гитлера» посмотрели 6,86 миллиона человек, или 21% числа телезрителей. Один этот сериал был продан телеканалам в 50 странах. Больший мировой успех из всей продукции Второго канала имел только детективный сериал «Деррик».
ZDF -Второй канал немецкого телевидения, штаб-квартира которого находится в Майнце, был основан в 1961 году как общественно-правовой телевизионный канал. Он имеет 3640 сотрудников и является крупнейшим в Германии телеканалом. Его продукция не должна служить коммерческим целям. Расходы покрываются доходами от рекламы, а также взносами, обязательными для всех телезрителей и радиослушателей в Германии. Согласно Государственному договору 1991 года, передачи канала призваны представлять «объективный обзор международных событий и, в особенности, развернутую картину немецкой действительности, способствовать единству жителей объединенной Германии, […] служить интеграции всего общества в духе мира и свободы, а также взаимопониманию между народами и содействовать сосуществованию, свободному от дискриминации».
За соблюдением этого договора следит Телевизионный совет, в который входят 77 членов, среди которых представители федерации и земель, партий, церквей, союзов (таких, как профсоюзы и союзы работодателей), а также науки, культуры и образования. Особенно широкий отклик получили передачи Гидо Кноппа о «третьем рейхе», Адольфе Гитлере и его помощниках, о Второй мировой войне, уничтожении евреев и нацистском обществе: сериал «Проклятая война» в 1995 году посмотрели 3,75 миллиона зрителей, то есть 18,3%; «Гитлер — подведение итогов» — 5,03 миллиона (22%). С 1997 года ZDF показывает эти фильмы в прайм-тайм — в 20.15. Последние работы Кноппа увидели от 3,4 до 5,0 миллионов зрителей (10,4-16%).
С 1984 года в Германии не проходит и года без появления новых передач производства «исторической фабрики» Гидо Кноппа. Можно без преувеличения утверждать, что эти передачи оказывают влияние на образ истории и культуру памяти в Германии.
Но этот успех достается определенной ценой. Кто хочет добиться высокого рейтинга, должен владеть драматургией телеразвлечений. Здесь не обойтись без приемов заострения, концентрации внимания на отдельных личностях и драматизации. Гидо Кнопп своими документальными фильмами создал совершенно специфический жанр. Он подает историю при помощи смеси из свидетельств очевидцев и исторических кадров, сопровождаемых драматической музыкой и закадровыми комментариями. Центральную роль играют воспоминания современников. Их высказывания предстают авторизацией прошлого — истинность и аутентичность их слов не подвергаются сомнению. Слово получают и современники из числа преступников, причем их историческая роль открыто не обсуждается. Человеческое любопытство порой удовлетворяется при помощи бестактного «взгляда через замочную скважину» — такие средства использовались, прежде всего, в сериале «Женщины Гитлера». В результате история сводится к эмоционально окрашенной истории повседневности, что осложняет дифференцированную реконструкцию событий.
Фирменный прием Кноппа — особое обращение со звуком и изображением. Главный принцип — сжатость: сцены кратки, речь ограничивается заголовками и минимальными текстами. Ни одному персонажу не дают сказать более трех фраз, ни одна связная сцена не длится дольше минуты. Таким образом эти фильмы превращаются в легкоперевариваемый продукт. Этот же расчет объясняет еще одну характерную особенность документальных передач ZDF. Все, к чему нет исторических кадров, в качестве «сценической цитаты» реконструируется актерами. Таким образом Кнопп сознательно идет на стирание границ между документальным и игровым кино. Почему он считает, что иначе нельзя, остается неясным. Но Кнопп горячо отвергает упреки в тривиализации истории. Он утверждает, что хочет соединить «качество с рейтингом и серьезность с популярностью», чтобы его фильмы были «увлекательными, как триллер», если это позволяют освещаемые события, — ибо «в потоке медийной продукции могут устоять лишь привлекательные, захватывающие, трогательные программы об исторических событиях».
Сдерживает ли Кнопп свои обещания, на примере документального сериала «Холокауст» исследует филолог и кинокритик Ханно Лёви.
Редакция «Osteuropa»
(Перевод с немецкого М.Г.)