Опубликовано в журнале Неприкосновенный запас, номер 2, 2005
Два знаменитых автора, тексты которых представлены в этом разделе, — классики исследования памяти и отношения людей к своему прошлому. Кроме того, с темой этого номера они связаны и своей собственной биографией.
Французский социолог MauriceHalbwachs(Морис Хальбвакс, точнее — Альбвакс, 1877-1945) известен, прежде всего, как представитель дюркгеймовской школы социологии и автор знаменитого труда «Социальные рамки памяти» («Lescadressociauxdelamémoire»), вышедшего в 1925 году и до сих пор не переведенного на русский язык. Книга положила начало новому научному направлению — социологическому исследованию памяти, и на ее основе или в более или менее явной полемике с ней выросли практически все новые подходы к этой теме, разработанные за последние 80 лет. Если Хальбвакс, ученик Анри Бергсона, в своей трактовке коллективной памяти двигался от философского осмысления через психологическую трактовку к социологическому исследованию, то в последние годы наиболее интересные подходы к изучению памяти возникают на пересечении этих дисциплин и, в особенности, на стыке с нейробиологией. Некоторые из результатов этого взаимного оплодотворения представлены в статье Харальда Вельцера применительно к памяти о Второй мировой войне.
Над темой памяти Хальбвакс продолжал работать все последующие годы — вплоть до 1944 года, когда, через два месяца после его назначения профессором Коллеж де Франс, он был депортирован немцами за помощь своему сыну — участнику Сопротивления. Хальбвакса последним поездом увезли в концентрационный лагерь Бухенвальд, где он и умер 16 марта 1945 года. Книга «Коллективная память» («Lamémoire collective») была составлена из разных найденных в его архиве рукописей и вышла в свет посмертно — сперва в журнальном варианте, а в 1950 году отдельным изданием. Текст этот очень долго воспринимался как дополнение к «Социальным рамкам памяти», и только с публикацией в 1997 году критического издания, основанного на работе с авторским архивом, стало ясно, что вошедшие в него статьи были задуманы не только как конкретизация социологической теории памяти и ответ критикам, но и как достаточно радикальный пересмотр собственной концепции. Главная новация этой книги заключается в том, что, если ранее Хальбвакс исходил из существования довольно жесткой иерархии социальных групп — семейных, классовых, религиозных – и из локализации задаваемых ими рамок памяти как бы вне отдельной личности, то в последних текстах он гораздо больше внимания уделяет процессу формирования памяти внутри индивидуального сознания в результате взаимодействия человека со множеством социальных групп. Тем самым он отчасти порвал с дюркгеймовской традицией и предвосхитил некоторые из попыток пересмотреть его теорию, предпринятых уже в послевоенный период. Предлагаемый текст может читаться как самостоятельная работа, отражающая взгляд Хальбвакса на взаимоотношения между памятью и историей, особенно актуальный в связи с 60-летием конца войны, когда во всей Европе осуществляется трансформация представлений о ней, движение от живых воспоминаний к историческим обобщениям.
Theodor Wiesengrund Adorno (1903-1969), один из наиболее ярких представителей так называемой Франкфуртской школы, в связи со своим еврейским происхождением в 1934 году был вынужден покинуть Германию, в которую он вернулся только в 1949. В 1950 году вышла книга «Исследование авторитарной личности», основанная на проведенных им совместно с американскими коллегами исследованиях (русский перевод: Адорно Т. Исследование авторитарной личности / Под общей редакцией В.П. Култыгина. М.: Серебряные нити, 2001). В этой работе на стыке эмпирической социологии и психоанализа выработана теория о связи между определенным типом личности и склонностью общества к фашистскому и иным типам авторитарного режима. В публикуемом нами выступлении Адорно применяет эту теорию к послевоенной Западной Германии, точнее — к проблеме вытеснения прошлого и ответственности за него. Впервые подробно проанализированное им понятие «проработка прошлого» прочно вошло в словарь немецких дискуссий о нацизме и Холокосте, наряду с такими терминами, как «преодоление прошлого» и «культура памяти». Предлагаемый текст не только отражает всю сложность и нелинейность процесса расставания с нацистским прошлым в ФРГ, но и стал важной вехой на пути к этому преодолению. Для молодого поколения немецких «шестидесятников», взбунтовавшихся против своих «нацистских» отцов и требовавших построить государственную идеологию на искреннем отрицании национал-социализма и покаянии за его грехи, Адорно стал одной из наиболее значимых интеллектуальных фигур, хотя он всегда возражал против тех насильственных методов, которые стали применять наиболее радикальные из его левых «последователей». Таким образом, текст выступления Адорно, посвященный проработке прошлого, по замыслу редакции, связывает теоретическую дискуссию о природе памяти с историческим изучением памяти о Второй мировой войне в послевоенной Европе.
Перевод текста Хальбвакса осуществлен по второму изданию 1967 года (Halbwachs M. La mémoire collective. Paris: Les Presses universitaires de France, 1967), нобезвставленныхегоредакторамиподзаголовковисучетомисправлений, отраженныхвкритическомиздании 1997 года (Halbwachs M.La mémoire collective / Nouvelle édition critique établie par G. Namer. Paris: Albin Michel, 1997), однако без указания восстановленных по рукописи и не вошедших в первые издания фрагментов и разночтений.
Перевод выступления Адорно осуществлен по изданию: Adorno Th.W.Wasbedeutet: AufarbeitungderVergangenheit // Adorno Th.W.Erziehung zur Mündigkeit. Vorträge und Gespräche mit Hellmut Becker 1959-1969. Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1971. S. 10-28.[НЗ]