Опубликовано в журнале Неприкосновенный запас, номер 3, 2004
Решение редакции посвятить несколько рубрик этого выпуска дискуссии о методах и перспективах наук об обществе не означает, что «НЗ» превращается в социологический журнал. Социология нас интересует в том качестве, в котором она участвует в дебатах о политике и культуре, снабжает материалом участников этих дебатов (об этом см. введение к «Спору о методах»). В качестве одного из аспектов этой темы мы предлагаем задуматься над взаимосвязями между социологией и либеральными ценностями.
Проект социологии как отдельной области знания возник в нескольких странах Западной Европы к концу XIX века, на фоне нарастающей социальной напряженности, из желания понять, почему, несмотря на кризис, люди сохраняют способность сосуществовать в рамках одного общества. Процесс становления социологии часто представляется как борьба ее представителей за автономию социологического знания от более древних областей человеческой мысли, таких, как моральная и политическая философия. Вместе с тем, как напоминает Лоран Тевено, многие из отцов-основателей социологической дисциплины одновременно были философами — и даже такой борец за автономию социальных наук, как Пьер Бурдьё, к концу своей жизни занялся политической деятельностью. Человек, живущий в обществе, не может быть только ученым, а социолог, искренне пытающийся понять общественные процессы, как гражданин и член общества не может не видеть политического значения полученных им знаний — тем более, если они являются не результатом заказа, а продуктом беспристрастного научного поиска. Это делает актуальными размышления об отношениях социальных наук с политической философией: могут ли они быть сопряжены (как в трудах многих авторов либеральной традиции — например, Смита или Токвиля), или они преследуют совершенно разные цели и решают разные задачи?
В качестве материала к размышлению на эту тему мы предлагаем текст Лорана Тевено «Наука вместе жить в этом мире». Об авторе и месте публикуемой статьи в логике его научной деятельности в этом же номере пишет Николай Копосов, ранее эта тема затрагивалась в тексте под названием «Как критиковать капитализм?» («НЗ» № 29). Более широкий интеллектуальный контекст, в рамках которого развивается подход автора, освещен в статье Дины Хапаевой «Герцоги Пятой республики», вышедшей в журнале «Новое литературное обозрение»[1].
Следует отметить, что категории политики не переносимы напрямую в научные дискуссии. Поэтому вряд ли правы те, кто видит предлагаемое Лораном Тевено обновление социологии в контексте «либерального» ответа на «левые» подходы, сравнительно недавно господствовавшие во французской социологии, — тем более, если под «либерализмом» понимать тот экономический неолиберализм, который в то же время обрел популярность среди французской (и не только французской) политической элиты.
Тем не менее в построениях Тевено можно найти отзвуки тех вопросов, которые издавна волнуют либеральных мыслителей. Вопрос о том, как обеспечить максимальные возможности для индивидуального развития, например, находит свой эквивалент в обновленном интересе к индивиду как социальному актору и стремлении учитывать перспективу самого действующего лица в описаниях общества, производимых социологами.
У Тевено к этому добавляется особое внимание к вписанности человека в его материальное окружение, к конкретно-материальному воплощению значимых для человека ценностей (поэтому в русском переводе говорится о «благах»), ко множественности типов восприятия повседневной действительности, соответствующей огромному множеству тех социальных ситуаций, в которых приходится действовать и ориентироваться современному человеку. Такой подход созвучен либеральному мироощущению, традиционно сопротивляющемуся любой тоталитарной диктатуре одной точки зрения.
Если либерал заинтересован в поддержании и развитии разнообразия жизненных сфер и возможностей в обществе, то важным шагом на пути к осуществлению этого идеала может стать попытка понять уже существующее разнообразие точек зрения — не как постмодернистскую какофонию представлений о действительности, но как способы использовать или оспаривать то, что Тевено называет «политическими грамматиками»: традиционно сложившиеся способы жизни вместе в обществе. В таком случае обновление наук об обществе представляется неизбежным и необходимым. Попробуем сделать первый шаг в этом направлении. [НЗ]