Опубликовано в журнале Неприкосновенный запас, номер 6, 2003
Информационно-исследовательский центр «Панорама» — независимая общественная организация, занимающаяся исследованиями в области общественно-политических наук.
«Панорама» существует с 1989 года, когда группа участников демократического движения, стремившихся осмыслить то, что происходит в обществе, приняла решение издавать газету «Панорама: обзор проблем общественной жизни». Это был период, когда действительность стала видимым образом меняться: запустился политический процесс нового типа, появились публичные политики, новые общественные движения. В то же время то, как эти изменения отражались в текущей периодике, не устраивало тех, кто стоял у истоков «Панорамы». Общепринятый тогда способ наррации воспринимался как чрезмерно ангажированный и дефектный с источниковедческой точки зрения. Реальность бросала вызов — и «Панорама», которая была посвящена новым общественным движениям и — шире — новой политике, возникла в порядке ответа на этот вызов.
Первоначально поставленная задача была — фиксировать реальность. Почти сразу же возникло понимание: то, что фиксируется в качестве действительности, — это только модель, и любая запись событий на бумагу является структурированием. На том этапе чрезвычайно актуальны были также попытки отделить информацию от комментария. Естественно, они были неудачны, но привели к осознанию того, что, поскольку объективное описание общественных процессов — это блеф, можно по крайней мере эксплицировать понятийную сетку.
В 1991 году «Панорама» превратилась из газеты в исследовательский центр. Главным импульсом для трансформации было желание перейти от фиксации политического процесса к созданию карты нового политического мира. Первой попыткой такого рода стал справочник Владимира Прибыловского «Словарь новых политических партий России» (1991). Первоначальная структура была создана самостоятельно, потом возникла методологическая сетка, которая накладывалась на действительность и отсекала те факты, которые усваивались, от того, что не использовалось. В этот период была — сначала интуитивно, а потом явным образом — сформулирована своего рода миссия «Панорамы» как издателя справочников: создавать первые карты новых политических областей и составлять комментированные списки действующих там лиц. Первой областью, описанием которой занималась «Панорама», была российская многопартийная система (и, соответственно, политические партии и движения как действующие лица). На следующем этапе в центре оказались новые властные структуры (парламент, правительство, администрация президента), потом — российский бизнес. В данный момент акцент сместился на силовые ведомства и связанные с ними структуры, поскольку они не находятся в поле политической дискуссии и остаются для посторонних наблюдателей как бы областью хаоса.
«Панорама» постепенно уходит от тех тем, которые входят в мэйнстрим, создавая первичную сетку для описания новых явлений, которая потом зачастую воспринимается как принятая по умолчанию. Так произошло с системой описания, предложенной Владимиром Прибыловским для описания российских политических партий и движений. Предложенные им элементы структурного описания осознаются уже не как элементы искусственной классификации, а как первичные признаки, свойственные самим партиям. То же самое произошло в сфере парламентаризма — книга Григория Белонучкина «Федеральное Собрание» (первое издание — 1993) стала образцовой в этой области и люди, которые делают официальные справочники по Федеральному Собранию, исходят из предложенной им схемы, зачастую не осознавая, что эта структура искусственная и те же самые вещи можно описать по-другому. В этом мы видим одно из направлений деятельности — «Панорама» вводит в действие новые материалы, новые области, имеющие отношение к сфере публичной политики, и предлагает их первичное структурирование. Следует признать, что делается это несколько провокационным образом, под видом псевдообъективного описания; в то же время очевидно, что никакой объективности не существует и нельзя объективировать субъективную позицию наблюдателя.
Идея создания многомерных карт политической реальности привела к тому, что в «Панораме» появились два проекта (в данном случае мы применяем этот термин в узком, административном смысле), связанных с базами данных, — «Лабиринт» и «Просопограф» (обе — с 1992 года). «Лабиринт» — это гипертекстовая база, изобретенная в момент, когда понятие «гипертекст» еще не вошло в моду. В основе было первичное представление о существовании «атомов» информации и о том, что если найти инструмент, который устанавливает связи между ними, то возникнет новое знание. Идея базы «Лабиринт» состоит в том, что при соединении массивов информации и классификатора возникают нарративные цепочки — истории, которые начинают рассказывать сами себя. «Просопограф» — это база биографий, где информация структурирована по жестким полям, и когда к ней применяются инструменты логического анализа, то получаются специфические выборки. Обе эти базы объединяет желание представить данные в качестве взаимозависимых элементов системы. В отличие от более тривиальных баз, они не являются ни иерархическими, ни гомогенными. Информация не отбирается по принципу «важно-неважно», ее ранг устанавливается по степени включенности в контекст.
Еще одно направление деятельности «Панорамы» — это область исследования новых идеологических тенденций. Первоначально это было связано с нашей политической ангажированностью: ее невозможно отрицать. Несмотря на то, что в узком смысле партийные взгляды у сотрудников «Панорамы» разные, их можно охарактеризовать широкими понятиями «либерализм» или «демократия». Соответственно, первоначально мы стремились отслеживать и описывать угрозы демократическому процессу, демократическому развитию России. Фактически получилось, что «Панорама» осваивает зоны социальной действительности, которые находятся на периферии публичности, и вводит их в оборот. Например, так случилось с русским нацизмом. Этой тематикой Владимир Прибыловский, Александр Верховский и Вячеслав Лихачев занимались около десяти лет, пока это не стало дежурной темой масс-медиа. Сейчас мы занимаемся ксенофобией в широком смысле — возможно, в ближайшие три года эта тема станет дежурной в репертуаре многих «качественных» газет.
Особенность этих исследований заключается в том, чтобы описывать явления, соединяя язык мэйнстрима с тем языком, на котором действующие лица говорят сами о себе. Этот подход порой вызывает резкую критику в связи с тем, что приводит к терминологическим сложностям, но мы принципиально отказываемся исходить из уже сложившейся терминологической сетки и накладывать ее на действительность, поскольку это приводит к тому, что отсекаются как раз новые и неочевидные явления и взаимодействия. «Панорама» также стремится, учитывая, что политика является областью тотального спектакля и провокации, корректно работать с источниками, отделять первичные источники от вторичных и структурировать тексты таким образом, чтобы читатель имел возможность вынести независимое суждение.
На сегодняшний день проект, который является главным для «Панорамы» в исследовательском смысле, — это «Управляемая демократия». Он связан с исследованием маргинальных, но потенциально смещающихся в центр областей политического процесса. Мы понимаем управляемую демократию не в узком смысле (как некий набор признаков: манипулирование результатами выборов, ограниченная свобода прессы и тому подобное), а как некоторую дефектную конструкцию, в которой существует принципиальный разрыв между практиками, их внешней манифестацией и их идеологическим обоснованием. Можно сказать, что в этом смысле любая демократия является управляемой. Такой подход к российской ситуации позволяет увидеть и описать неочевидные, считающиеся периферийными явления и их связь и влияние на явления очевидные. Также нас интересует проблема «бизнес и государство», а именно — экспансия государства в различные области частной жизни, в том числе и в бизнес. Промежуточный вывод относительно современной России состоит в том, что страна является иллюстрацией того, как государство (организм паразитический по своему происхождению и способу питания) растет, если его не останавливать, и захватывает все новые и новые области жизни.
Другое перспективное, на наш взгляд, направление деятельности «Панорамы» — организация публичных дискуссий экспертов. Они отличаются от обычно проводимых дискуссий тем, что это не споры, в которых рождается истина, а скорее попытка создать коллекцию взглядов на предмет, фотографий с разных ракурсов одного и того же объекта.
Ведущие эксперты Центра «Панорама» — Владимир Прибыловский, Екатерина Филиппова, Анвар Амиров, Григорий Белонучкин, Павел Газукин, Вячеслав Лихачев.
Президент Центра «Панорама» — Владимир Прибыловский.
Василий Кошкин
РОО «ЦЕНТР "ПАНОРАМА"»
http://www.panorama.ru
Москва, ул. Большая Никитская, д. 44, стр. 2
Тел. (095) 290-4810, 922-0844
e-mail: info@panorama.ru