Опубликовано в журнале Неприкосновенный запас, номер 5, 2002
Частный научный фонд “Прагматика культуры” был основан в мае 2001 года. Основная задача Фонда — организация эффективного взаимодействия между потребителями и производителями культуры, привлечение научного сообщества к проблемам рыночных условий функционирования культуры вообще и новой культурной ситуации в России в частности, выработка интеллектуальных и культурных стратегий, отвечающих специфике этих условий.
Исследовательские установки Фонда можно проиллюстрировать, затронув одно из основных направлений его исследовательской деятельности, связанное с взаимодействием культуры и рынка. Специфика постановки проблем в этой сфере позволяет прояснить также и характер прагматической ориентации Фонда.
Существует устойчивый канон дискурсивного понимания культуры (и в первую очередь — культуры художественной), проводящий невидимую, но жесткую линию между культурными ценностями и ценностями рынка. Говорить о культуре значит использовать лексикон уникальности, “неизмеримого вдохновения”, “неисчерпаемой глубины” эстетического переживания, “фундаментальных антропологических ценностей” и так далее. Семантика этих дискурсивных рядов такова, что исключает возможность соизмерения понятий, в которых описывается культура, и тех концептов, в которых истолковывается любой вид рационального поведения — социального или экономического типа.
Можно указать два господствующих языка анализа культуры, один из которых вырабатывает герметично замкнутый лексикон специфицирующих искусство понятий, другой же тяготеет к социальным подходам, в силу особенностей интеллектуального ландшафта близким к установкам левой критики. Анализ культуры в последнем случае выливается в разыскание систем неравенства, репрессивных механизмов, властных отношений и так далее, воспроизводящихся на уровне культурного производства и культурного потребления. В силу этого нет ничего удивительного в том, что попытка трансформировать аналитический подход к рассмотрению культуры и начать говорить о ней в терминах рынка, экономических отношений, потребительской полезности и ограниченных ресурсов сталкивается с серьезными затруднениями. Оба способа описания искусства в своих собственных рамках вырабатывают систему различий “высокого” и “низкого” искусства (здесь можно множить ряд оппозиций, имеющих равное функциональное назначение). Первое не имеет ничего общего с рынком как системой товарно-денежного обмена, тогда как для второго, как правило успешно встроенного в систему экономического функционирования современных обществ, отводится специальное концептуальное пространство, описываемое в терминах массовости, продажности, буржуазного китча и т. д. Если попытаться развести ассоциированные с этими идеологемами типы понимания искусства институционально, то нетрудно обнаружить, что первый из них в настоящее время воспроизводится на уровне государственного официозного дискурса, встраивающего ценности культуры в систему воспитания и образования, тогда как второй активно используется производителями и дистрибьюторами культурного продукта. В этой структуре отсутствует собственно потребитель культуры, если рассматривать его вне сферы компетенции государственного патернализма. Этот ряд понятий, связанный с культурным потреблением, выбрасывает нас в область массовой, “низкой” культуры, граница с которой постоянно воспроизводится современной “высокой” культурой через систему трансформирующихся, но устойчиво ценностных различий.
Тем не менее культура в принципе способна находить такой тип рыночной стратегии, который был бы оптимизирован в смысле взаимоотношений непосредственного производителя и потребительской аудитории культурной продукции. Однако современные взаимоотношения культуры и рынка, очевидно, далеки от этого состояния. В России они усугубляются резким переходом культуры из-под тотальной патерналистской государственной опеки в сферу дикого рынка. При этом можно наблюдать ситуацию, воспроизводящую архаичные структуры патронажных отношений, когда взаимодействие между производителем и потребителем культуры строится не на основании обмена конечными благами, но как система обмена дарами, не оцениваемых согласно формально понятным критериям. Возникает ситуация непрозрачного рынка, когда основные дивиденды получает посредник (издатель, критик и т. п.), который своим авторитетом гарантирует качество и уровень распространяемого продукта культуры для аудитории, не владеющей независимыми критериями оценки этого продукта. Несмотря на то что рассмотрение культуры с альтернативных вышеописанным позиций имеет свою историю в западной литературе (дисциплинарно в форме экономики культуры, равно как и в различных типах социологии культуры), речь идет в конечном счете не об аналитической, а о прагматической задаче рыночной оптимизации культурного производства и потребления. Это предполагает не только экспликацию существующего механизма взаимоотношений культуры и рынка, но и создание такой информационной среды, в которой “качественный” культурный товар мог бы позиционировать себя в соответствии с современными требованиями к информационному сопровождению отношений рыночного обмена.
Научная и издательская программа Фонда связана прежде всего с исследованиями в области философии, экономики, социологии и психологии культуры. В рамках исследовательской программы к сотрудничеству привлекаются крупные отечественные представители соответствующих научных дисциплин — как в рамках экспертного консультирования научно-исследовательской работы Фонда, так и через программу стипендиального финансирования независимых научно-исследовательских проектов. Кроме того, Фонд организует и проводит собственную научно-исследовательскую программу, ориентированную на анализ широкого спектра междисциплинарных проблем взаимодействия современной культуры и общества, как фундаментального, так и эмпирического характера. Опираясь на современные методы и подходы к описанию культуры в экономическом и социальном контексте, Фонд стремится развивать методологический и концептуальный аппарат, позволяющий продуктивно подходить к анализу культуры и механизмам ее функционирования, используя эвристически продуктивные исследовательские модели и стратегии, выработанные в современной философии, экономике, социологии, психологии и других дисциплинах. В этом же направлении ведется и издательская деятельность Фонда, в рамках которой были осуществлены перевод и издание ряда авторитетных работ зарубежных авторов: уже изданы работы Г. Зиммеля, П. Вирилио, П. Бурдье, С. Жижека (всего в издательские планы на 2002 год включены около 20 книг, в том числе антологии: “Современные исследования кино”, “Современный ребенок”, “Теории денег”). Научными сотрудниками Фонда ведется работа, задействующая широкий спектр исследовательских направлений: история культурного потребления, экономика и социология культуры. Результаты научной деятельности Фонда используются как в издательских, так и в образовательных программах, обеспечивающих публичный характер его научной деятельности. Кроме того, при поддержке Фонда издается журнал по философии и прагматике культуры — “Логос”.
В сфере высшего образования с 2002 года действует межфакультетская кафедра прагматики культуры в ГУ Высшая школа экономики.
С мая 2002 года реализуется образовательный цикл “Навигация в культуре”, слушателями которого являются представители московского бизнес-сообщества. Его цель — способствовать успешной ориентации человека в культурном пространстве в условиях ограниченности времени и информационной перегруженности, выбору оптимальной стратегии взаимодействия с культурой. Под эгидой Фонда начал свою работу Центр научных исследований “Прагматика культуры” в Российском университете дружбы народов под научным руководством А.М. Руткевича.
Ведущими экспертами Фонда на сегодняшний день являются профессор А.Л. Доброхотов, заведующий кафедрой истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ, профессор Л.Г. Ионин, декан факультета прикладной политологии ГУ ВШЭ, профессор В.А. Подорога, заведующий сектором аналитической антропологии Института философии РАН, и вице-президент Фонда А.М. Руткевич, заведующий сектором современной западной философии Института философии РАН.
Организационную структуру Фонда составляют президент (Александр Долгин, заведующий кафедрой прагматики культуры в ВШЭ), исполнительный директор (Эльза Талипова), директор издательских программ (Валерий Анашвили, главный редактор журнала “Логос”) и координатор научных программ (Виталий Куренной, заместитель заведующего кафедрой и редактор журнала “Логос”). [НЗ]
ФОНД “ПРАГМАТИКА КУЛЬТУРЫ”
www.artpragmatica.ru
125040 Москва, ул. Скаковая, дом 17, корпус 2, офис 3301,
тел. 945 51 88, 945 09 40,
e-mail office@artpragmatica.ru