Опубликовано в журнале Неприкосновенный запас, номер 6, 2001
Не секрет, что одна из основных причин современного кризиса отечественной науки и высшего образования — искаженность их структуры, обусловленная и советской политикой в этой области, и всей структурой советской экономики. Неудивительно поэтому, что 1990-е больно ударили именно по фундаментальным наукам, теоретическим дисциплинам, которые не только функционировали в своем отдельном мире, вне всякой связи с повседневными потребностями общества (это, пожалуй, верно в любой стране — трудно требовать прямой утилитарной приложимости от работы астрофизиков или математиков-теоретиков), но и были непропорционально раздуты по отношению к более “жизненным” дисциплинам. Когда экономическая реальность разрушила “башню из слоновой кости”, многие “фундаментальщики” оказались на мели, а вернее — перед тяжелым выбором между отправлением на заработки за рубеж (дорога, открытая лишь для немногих), прозябанием в недофинансируемых НИИ или “профанированием” своих знаний, работой сисадминами и програмистами-чернорабочими.
Российская экономическая школа (РЭШ) представляет собой институцию уникальную — ее создатели смогли не просто приспособиться к новой реальности, не просто научиться выживать в ней, но и переосмыслить ситуацию концептуально и начать активно эту реальность изменять. Сама модель российского высшего образования не предполагает возможности выбора, изменения жизненных планов после окончания учебы: поступив на тот или иной факультет, студент, по сути, “обречен” продолжать обучение по этой специальности вне зависимости от изменяющихся личных интересов, положения в стране и на рынке труда. В наибольшей степени от этой ситуации пострадали именно представители фундаментальных дисциплин — и неслучайно, что РЭШ была основана в 1992 г. на базе Центрального экономико-математического института РАН по инициативе его директора, академика В.Л. Макарова. Поступление в РЭШ дает многочисленным студентам-“технарям” возможность выбора, возможность не просто переквалифицироваться, а максимально использовать знания, полученные во время обучения первой специальности. Программа построена таким образом, что упор делается на те аспекты экономики, в которых глубокое знание математической теории, обычно считающееся сильной стороной отечественных технических вузов, не только используется максимально полно, но и дает студентам огромное преимущество перед коллегами, получившими традиционное экономическое образование. Во многом благодаря профессиональным знаниям в области математических методов, с которыми студенты уже приходят в РЭШ, они могут сразу включатся в исследовательские проекты, курируемые преподавателями Школы.
Другой отличительной чертой РЭШ является ее подчеркнутая элитарность. По структуре своей РЭШ — это постдипломный университет, куда принимаются выпускники или пятикурсники других вузов; по окончании двухгодичного курса выпускникам присваивается степень магистра экономики (Master of Economics). Однако, в противоположность многим другим постдипломным университетам, появившимся в России в 1990-х гг., РЭШ сознательно ориентируется на небольшое число студентов (даже с учетом увеличения приема в последнее время прием не превышает сейчас 100 человек в год). Обучение в РЭШ бесплатное (для тех, кто сумел сдать вступительные экзамены, а требования по английскому языку, например, аналогичны здесь требованиям, которые предъявляются к иностранцам, поступающим в американские университеты); наоборот, успевающие студенты получают стипендию — это, в свою очередь, дает Школе моральное право предъявлять к студентам крайне жесткие требования и отсеивать неуспевающих. Все это в совокупности позволило Школе создать себе высокую репутацию среди профессиональных экономистов, превратить название Школы в настоящий брэнд, который позволяет выпускникам устраиваться на работу в ведущие российские и международные компании, а также продолжать обучение в ведущих западных университетах — каждый год несколько бывших студентов РЭШ отправляются в Гарвард, Лондонскую школу бизнеса и другие университеты подобного уровня. Это работает на репутацию школы и повышает ее привлекательность для потенциальных грантодателей и партнеров.
В известном смысле, создатели школы исходили из максималистской посылки, что качественное экономическое образование, экономическая наука вообще в постсоветской России попросту отсутствовали и все необходимо было начинать с нуля. В основании школы принимали активнейшее участие профессор Иерусалимского университета Гур Офер и многие ведущие западные экономисты; для преподавания приглашаются профессора лучших зарубежных университетов (MIT, Чикагская школа бизнеса, Мериленд, Мичиган, Иерусалимский университет, университет Хайфы и др.). В результате РЭШ оказалась максимально интегрированной даже не в западную, а именно в международную экономическую науку. При этом цель Школы — стать кузницей экспертных и преподавательских кадров именно для российской экономики и высшего образования, и руководство Школы особенно гордится тем, что многие из выпускников, завершив образование на Западе, возвращаются работать в Россию. Сегодня в штате РЭШ работают уже три таких молодых профессора, еще трое постоянно привлекаются к чтению лекций и руководству научными проектами, и еще несколько молодых экономистов регулярно участвуют в региональных семинарах РЭШ. Как надеются руководители РЭШ, у них в ближайшие 5 лет будут работать 15—20 таких экономистов. Существенно при этом, что Школа предлагает молодым преподавателям зарплаты, достаточно высокие даже по западным меркам, что и позволяет привлекать лучших из лучших, тех, кто смог бы сделать успешную карьеру и за рубежом. Это, конечно, возможно благодаря поддержке благотворительных фондов, международных организаций и банковских структур, в том числе Института “Открытое общество” (Фонда Сороса), Фонда “Евразия”, Фонда Форда, Фонда МакАртуров, Мирового Банка, Сити Банка и др. Однако цель школы — достичь такого уровня, когда ее собственные выпускники смогут поддерживать ее своими пожертвованиями. Цель эта кажется отдаленной, но вполне достижимой, с учетом корпоративного патриотизма, который РЭШ воспитывает у своих выпускников, а также карьерных успехов бывших студентов школы, среди которых значится и замминистра экономразвития Аркадий Дворкович.
Важно, наконец, и то, что РЭШ стремится к распространению современного экономического образования в других университетах России и ближнего зарубежья, ежегодно проводя семинары, тренинги, выездные вступительные экзамены и лекции, осуществляя совместные исследовательские проекты с провинциальными университетами. Все это вместе позволяет расценивать РЭШ как пример крайне успешного строительства новых институтов, причем строительства на совершенно практических, профессиональных, даже корпоративных основаниях, а именно такие институты — укорененные в своей среде и воссоздающие ее вокруг себя — более всего важны для новой России. [HЗ]
Российская экономическая школа
http://www.nes.ru
Москва, Нахимовский пр-т., д. 47 (м. Профсоюзная), здание ЦЭМИ, эт. 17, комн. 1721, тел. 332 4423, 129 3911, факс 129 3722, e-mail nes@nes.ru;