(составитель С. Костырко)
Опубликовано в журнале Новый Мир, номер 8, 2011
Книги
*
Сергей Болмат.
Самое большое животное. СПб., “Издательство К. Тублина”, 2011, 320 стр., 3000 экз.Сборник рассказов автора романа “Сами по себе”, ставшего литературным событием 2000 года.
Александр Генис. Странник. Путевая проза. М., “Новое литературное обозрение”, 2011, 144 стр., 2000 экз.
Путевая (она же, отчасти, — культурологическая, лирико-исповедальная, биографическая, искусствоведческая и т. д.) проза Гениса, разместившего свои тексты в двух разделах: “В Старом Свете” и “В Новом Свете” — “Отчет об увиденном — феноменологическое упражнение, описывающее лишь ту реальность, что поселилась в нашем сознании и сменила в нем занавески. Для такой операции нужна не только любовь к знаниям, но и просто любовь. Она соединяет человека с окружающим в акте интеллектуального соития, за которым тоже интересно подглядывать. Любовь служит марлей, отцеживающей в текст только те детали, что внушают ностальгию — еще до того, как мы покинули пейзаж, почти заменивший родину”
Линор Горалик. Валерий. М., “Новое литературное обозрение”, 2011, 72 стр., 2000 экз.
Собранные в единое повествование частично публиковавшиеся ранее рассказы, автором-повествователем которых выступает Валерий — седой мальчик со своим причудливым, но отнюдь не отделенным от нашего, “нормального”, миром.
А. Кацура, И. Гришин. Гитлин и Сталер. Фарс в 17 мгновениях. М., “Готовая книга”, 2011, 140 стр., 2000 экз.
Два диктатора — Сталин и Гитлер, доставленный в 1945 году после сверхсекретной операции по имитации его самоубийства сильно потрепанным, но живым на дачу Сталина в Кунцево (а может, и просто два психа, воображающих себя таковыми, — такой ход тоже предложен читателю), — играют в древнюю китайскую игру Го и ведут диалог, состоящий из реально произнесенных или написанных ими в разное время фраз. Диалог двух властителей мира время от времени прерывается вставками-эпизодами в императорском дворце в Токио (участвуют Хирохито и его советник) и лондонском аэропорту (участвуют Черчилль, только что вернувшийся из Америки, и корреспонденты, задающие вопросы, впрочем, интервью прерывается появлением в том же аэропорту Чичваркина, к которому, бросив премьера, кидаются журналисты). Еще одна, неожиданная по форме, попытка художественного осмысления “ментальности истории” ХХ века.
Николай Климонтович. Спич. М., “Эксмо”, 2011, 256 стр., 2000 экз.
Книгу известного прозаика составили роман “Спич” и повесть “Только остров”, написанные в уже хорошо освоенной нами авторской манере, но при этом с отчетливо ощущаемой в новой прозе Климонтовича ориентацией на жанр философской притчи. Образную систему романа определяют два персонажа: запутавшийся в своих “гейских связях” и попавший в зависимость от сильных мира сего рафинированный интеллектуал, театральный критик, выкормыш элитных кругов советской империи в период ее позднего, накануне распада, цветения; и второй, противостоящий (как бы) ему герой — “новый русский”, детство и отрочество которого прошли в волчьей, полузвериной борьбе за выживание в глухой среднеазиатской провинции накануне исторического перелома (ближайшая литературная аналогия — “Мужчина из Розового кафе” Борхеса), и ставший потом одним из воротил новорусского бизнеса; построивший в глухой степи нелепый роскошный супер-отель (“дворец / мавзолей своей мечты”). При всей своей витальной мощи он, так же как и нанятый им для написания презентационного — на открытии отеля — спича интеллектуал, с самого начала несет на себе печать обреченности. Проблематику романа продолжает “Только остров” — повесть “тихая”, сосредоточенная, в центре повествования которой образ медленно умирающего в больнице “рядового” интеллигента. Повествование это выстраивает изнутри как бы закадровый — вечный — вопрос: выход отсюда, из этой жизни, — куда?
Юрий Кувалдин. Счастье. М., “Книжный Сад”, 2011, 448 стр., 1000 экз.
Избранное московского прозаика, составленное из повестей “Станция Энгельгардтовская”, “Сплошное Бологое”, “Счастье”, “Юбки”, “Графоман”, “Казнь”, “Выхожу из школы”, “Свои”.
Вадим Месяц. Норумбега. Головы предков. Предисловие Вяч. Вс. Иванова и А. М. Таврова. М., “Новое литературное обозрение”, 2011, 432 стр., 1000 экз.
Месяц как создатель мифопоэтического эпоса — книга представляет собой начало “грандж-эпоса └Норумбега”, охватывающего период от сотворения мира до рождения северного будды Хельвига”; текст книги составили стихи и развернутый научный комментарий к ним (и то и другое — плод художественного творчества Месяца).
Поэзия дороги. Составители Б. Б. Каримов и М. И. Синельников. М., 2010, 343 стр., 3000 экз.
Поэтическая антология, посвященная мотиву дороги в русской и мировой поэзии, возможно, с не вполне удачной композицией (размещение стихотворений по разделам “Странствие”, “Привет идущему”, “Ухабы”, “Попутная песня”, “Дороги войны”, “Путь сердца”, “Творцы дорог” и другим иногда выглядит искусственным), но замечательная по составу представленного здесь — от стихотворений древних и средневековых поэтов Европы и Востока до творчества наших современников; среди авторов: Ван Юнь-Фэн, Петр Вяземский, Нестор Кукольник, Иван Тургенев (“Утро туманное, утро седое…”), Поль Верлен, Михаил Кузмин, Уолт Уитмен, Поль Элюар, Александр Кочетков (“Баллада о прокуренном вагоне”), Федерико Гарсия Лорка, Николай Рубцов, Есино Акико и другие — “Оглянулся вокруг — впереди никого, / И сзади нет ни души. / Как случилось, что я оказался один / На этой узкой тропе? / Ах, все ясно! Проложенный древними путь / Давно уж травой порос, / А дорогой, которой идут теперь все, / Я ведь и сам не пошел” (Дхармакирти, VII век, перевод с санскрита Ю. Алихановой); “Страшно и скучно. / Здесь новоселье, / Путь и ночлег. / Тесно и душно. / В диком ущелье — / Тучи да снег. // Небо чуть видно, / Как из тюрьмы. / Солнцу обидно” (Александр Пушкин, 1829).
Валентин Распутин. Деньги для Марии. М., “Эксмо”, 2011, 640 стр., 4000 экз.
Из классики русской литературы второй половины ХХ века — повести “Дочь Ивана, мать Ивана”, “Деньги для Марии”, “Пожар”; рассказы “Что передать вороне?”, “Наташа”, “Не могу-у…”, “Тетка Улита”, “Женский разговор” и другие; произведения, составившие сборник, “объединяет тема сельской праведницы” (от издателя).
Собрание сочинений. Том 2. Стихотворения 2010 года. Антология современной поэзии Санкт-Петербурга. Составление Дмитрия Григорьева, Валерия Земских, Арсена Мирзаева, Сергея Чубукина. СПб., “Лимбус Пресс”, 2011, 272 стр., 400 экз.
Продолжение питерского проекта “Собрание сочинений” — стихотворения тридцати двух петербургских поэтов, написанные в 2009 году, а также — в разделе “In memoriam” — стихи ушедших из жизни в 2005 — 2011 годах Бориса Кудрякова, Александра Миронова и Михаила Кондратьева.
Мария Степанова. Стихи и проза в одном томе. М., “Новое литературное обозрение”, 2010, 240 стр., 1000 экз.
Книга, представляющая одного из ведущих современных поэтов Марию Степанову как мастера лиро-эпического повествования (присутствующая в названии книги “проза” в ее книге тоже пишется стихами). Баллады, являющиеся отчасти сегодняшним, Степановским жанровым изводом “городского мещанского романса” (“Песни северных южан”); циклы стихотворений, составляющие единое — не обязательно сюжетно — повествование (“Другие”, “Физиология и малая история”, “О”), поэмы (“Проза Ивана Сидорова”, “Вторая проза”); — “По ольхе меж тюрьмой и дуркой, / по гостиничным плитам холла / И по воздуху мелкой думкой / Пробегает внезапный холод. // Расширяя дороги, / Въезжает зима тревоги, / Первая дрожь сезона, / Вне умысла и резона. //
В этом сезоне мы носим новые руки, / Обновляем новые штуки, // Новые штуки, новые надежды. / Можно надеть большие одежды, / Шаль на шаль надвигая. / В цветных витринах Пассажа / Закончилась распродажа. / Накроет зима другая / …”.
Юрий Трифонов. Дом на набережной. М., “АСТ”, “Астрель”, 2011, 384 стр., 3000 экз.
Из классики русской литературы ХХ века — повести “Дом на набережной”, “Исчезновение”. Также вышла книга: Юрий Трифонов. “Время и место”. М., “АСТ”, “Астрель”, 2011, 384 стр., 3000 экз.
∙
Даниэль Бовуа. Гордиев узел Российской империи. Власть, шляхта и народ на Правобережной Украине (1793 — 1914). М., “Новое литературное обозрение”, 2011, 1008 стр., 1000 экз.
Об истории Правобережной Украины — Киевщины, Волыни, Подолии — в составе Российской империи; в частности, о борьбе между российским самодержавием и польскими элитами за господство в этом регионе.
Наум Вайман, Матвей Рувин. Шатры страха. Разговоры о Мандельштаме.
М., “Аграф”, 2011, 640 стр., 1000 экз.
Книга, основным сюжетом которой стал ход размышлений двух авторов — московского литературоведа и философа, обозначенного на обложке псевдонимом Матвей Рувин, и русско-израильского поэта и прозаика Наума Ваймана (автора книг “Ханаанские хроники” и “Ямка, полная птичьих перьев…”) — размышлений о поэтической судьбе Осипа Мандельштама, о месте его в русской культуре и о том, как менялся, углубляясь с годами и усложняясь, сам образ Мандельштама в сознании людей того поколения, которое принято называть “семидесятниками”; а также — о содержании самого понятия “русская литература” и вопросах национальной ее ментальности, в частности о проблеме “еврея в русской культуре”. Книга составлена на материале многолетней и достаточно плотной переписки будущих соавторов книги. Автором-составителем, определившим состав писем, вошедших в книгу, их композицию, выполнившим работу текстолога, стал Наум Вайман (Матвей Рувин, несмотря на то что большая, пожалуй, часть текстов принадлежит ему, отказался от участия в этом проекте, предоставив свободу соавтору). Книга эта, разумеется, имеет прямое отношение к мандельштамоведению, поскольку большая часть ее текстов содержит анализ эстетики Мандельштама, образного строя его поэзии, личности поэта и обстоятельств его жизни, а также — разбор ряда опорных для истории и поэтики русской литературы явлений (Державин, Пушкин, Баратынский, Тютчев, Вяч. Иванов, Пастернак и множество других); творчество Мандельштама рассматривается здесь в самых разных, часто неожиданных историко-культурных контекстах, выбор которых определен для авторов актуальностью самой проблемы “Мандельштам сегодня”. Однако предлагаемое читателю повествование отнюдь не сориентировано на жанровые каноны научной монографии, стилистика книги — это стилистика свободной эссеистики, живого диалога. И в контексте современного литературоведения манера изложения авторов может выглядеть даже провокативно-полемичной, но собеседники в момент написания писем меньше всего думали о своем месте в “литературоведении” — они были озабочены более насущной для них задачей: “мысль свою разрешить”. И соответственно, книга эта предполагает в качестве своего читателя не только профессиональных мандельштамоведов, но и всех, кому интересна и необходима включенность в движение современной гуманитарной (и не только гуманитарной) мысли.
Лев Гурский. Роман Арбитман. Биография второго президента России. 2-е издание, исправленное. М., “Панорама”, 2011, 200 стр. 500 экз. // Контрафактный президент. Документальное повествование в цитатах. М., “Панорама”, 2011, 116 стр., 250 экз.
Книга-перевертыш, с одной стороны — переиздание выходившей в волгоградском издательстве “ПринтТерра” в 2009 году биографии второго президента России, Романа Арбитмана, повествование, которое прикидывается жэзээловским жизнеописанием несуществующего в природе человека, который, по мысли Гурского, достойно управлял страной в 2000 — 2008 годах, а затем ушел в отставку и улетел в космос. Ну а перевернув томик, вы начнете читать документальное повествование о судебном процессе, инспирированном (в реальности!) издательством “Молодая гвардия” с обвинениями в незаконном использовании бренда ЖЗЛ, то есть судьи во время этого процесса со всей серьезностью пародийную “книгу о вымышленном главе государства поместили в общий контекст с РЕАЛЬНЫМИ биографиями РЕАЛЬНЫХ людей, априори признав, что волгоградские издатели работают в ОДНОМ жанровом поле с └жэзээловцами”, а читатель, увидев на обложке и в выходных данных формулировку └Роман Арбитман: биография второго президента России”, может принять игру ВСЕРЬЕЗ. Именно ЗАВЕДОМО СЕРЬЕЗНОЕ отношение к пародийной книге и предопределило приговор: за └введение потребителя в заблуждение” (цитирую решение суда) издателям книги о втором президенте России Романе Арбитмане присудили в итоге денежный штраф. Правда, не миллион — сумму снизили до символических 30 тысяч” (Лев Гурский. — “Частный корреспондент”, 2011, 24.06).
Наталья Иванова. Русский крест. Литература и читатель в начале нового века. М., “Время”, 2011, 384 стр., 2000 экз.
Книга одного из ведущих современных критиков, составленная из статей и эссе, написанных в последние годы. “А наблюдается вот что — резкий спад эмоциональной температуры” — в эссе “После бала”, откуда взята эта констатация, речь идет о событиях литературной жизни, но автор видит в этом явлении продолжение процессов, происходящих и в собственно литературе, которая, оказавшись на свободе, первым делом начала избавляться от своих привычных связей с реальностью, становясь все более и более маргинальным “эстетическом явлением” в контексте нынешней культурной и — что здесь особенно важно для автора — в контексте общественной жизни страны (“Литературная резервация. Рубль за вход, два за выход”, “Ускользающая современность”). Но “свято место пусто не бывает” — и это место заняли писатели, позиционирующие себя в качестве социально ориентированных “реалистов” и осуществляющие реставрацию советских навыков письма и литературного поведения (“Лютые патриоты”, “Советский — имперский — гламурный”). Анализ нынешней литературной ситуации, определяемой борьбой — во множестве самых разных ее проявлений — двух тенденций (“социальной” и “эстетической”), и выстраивает единый сюжет новой книги Ивановой, составленной, повторяю, в разное время и по разным поводам писавшихся текстов. Темперамент (редкий по нашим временам в литературной критике), с которым пишет автор о состоянии современной литературы и о климате нашей литературной жизни, отнюдь не делает эти тексты явлением чистой публицистики. Наталья Иванова выступает здесь прежде всего как литературный критик, считающий, что одной из актуальнейших проблем современной литературы является “отсутствие грамотно и ясно поставленной литературной задачи”, что и “ведет русскую словесность в тупик”. Потому что, если “опираться только на свой жизненный опыт (как, например, в навязчиво пропагандируемом └реализме”, далеком от соображений о языке и стиле, или в отечественном изводе постмодернизма, с его культурной ограниченностью советской цивилизацией), на реальность, данную в ощущениях, то русская литература превратится в отчет о чем-то экзотическом: будь то советская культура, война в Чечне (Chechya) или неизбывная чернуха (chernukha)”.
Иосиф Бродский в XXI веке. СПб., “СПбГУ”, “МИРС”, 2010, 324 стр., 200 экз.
Материалы докладов участников Международной научно-исследовательской конференции “Иосиф Бродский в XXI веке”, посвященной семидесятилетию со дня рождения поэта.
Режиссер Анатолий Эфрос. Жизнь и творчество. СПб., “Балтийские сезоны”, 2010, 528 стр., 500 экз.
Библиографический указатель публикаций, посвященных жизни и творчеству Анатолия Васильевича Эфроса (1925 — 1987). Составители: Ю. Разнотовская, И. Титунова, Юрий Фридштейн, В. Харламова.
Бенедикт Сарнов. Сталин и писатели. Книга 4. М., “Эксмо”, 2011, 1184 стр., 5000 экз.
Том, завершающий монументальное литературно-историческое исследование, посвященное теме “власть и художник” в сталинскую эпоху и потребовавшее от автора многолетней работы. Последняя, четвертая книга содержит главы: “Сталин и Бабель”, “Сталин и Фадеев”, “Сталин и Эрдман”, “Сталин и Симонов”. Ранее выходили книги: Бенедикт Сарнов. Сталин и писатели. Книга 1. М., “Эксмо”, 2008, 832 стр., 5000 экз. (главы “Сталин и Горький”, “Сталин и Маяковский”, “Сталин и Пастернак”, “Сталин и Мандельштам”, “Сталин и Демьян Бедный”, “Сталин и Эренбург”); Бенедикт Сарнов. Сталин и писатели. Книга 2. М., “Эксмо”, 2008, 832 стр., 5000 экз. (главы “Сталин и А. Н. Толстой”, “Сталин и Зощенко”, “Сталин и Булгаков”, “Сталин и Ахматова”); Бенедикт Сарнов. Сталин и писатели. Книга 3. М., “Эксмо”, 2009, 992 стр., 5000 экз. (главы “Сталин и Шолохов”, “Сталин и Пильняк”, “Сталин и Замятин”, “Сталин и Платонов”).
Илья Стогов. Как компьютеры мир завоевали. СПб., “Азбука”, “Азбука-Аттикус”, 2011, 112 стр., 7000 экз.
Новая и неожиданная работа известного питерского прозаика — компактно и толково составленная книга об истории изобретения и внедрения в жизнь компьютеров, об идеях, легших в их основу, об ученых и конструкторах, об истории ведущих фирм-производителей (“IBM”, “Apple”), о возникновении и развитии мобильной связи и о просматриваемом уже сегодня будущем информационных технологий. Повествование свое Стогов начинает с “умных” машин, прапрадедушек компьютера — первой цифровой машины “Z1” немецкого конструктора Конрада Цузе, собранной им в 1938 году, ну а затем переходит к электронно-вычислительным машинам (ЭВМ), прообразам нынешних компьютеров, первым из которых следует считать машину “ENIAC” 1946 года американца Говарда Эйкена (работала “ENIAC” на вакуумных лампах, которых в том “компьютере” было восемнадцать тысяч, “весила машина тридцать тонн, занимала огромный зал, триста метров площадью, и потребляла электричества как небольшой город”); описаны в книге и советские ЭВМ, в изготовлении которых короткое время (начало 50-х годов) лидировали советские конструкторы. Повествование дополняет множество фотографий, схем, чертежей, отдельно набранных справок.
Андрей Тавров. Письма о поэзии. Статьи и эссе. М., “Центр современной литературы”, 2011, 176 стр., 1000 экз.
Московский поэт, прозаик и эссеист “предлагает рассуждения, посвященные как общим вопросам устроения поэтического высказывания и бытия поэта, так и отдельным именам и текстам. Здесь встречаются имена современников: Алексей Парщиков, Вадим Месяц, Александр Иличевский, но и в неменьшей степени — Мандельштам, Пушкин, Данте. Тавров предлагает метареалистическую утопию, но эта утопия вполне укоренена в самих основаниях поэтической речи” (“Книжное обозрение”).
Составитель Сергей Костырко