Опубликовано в журнале Новый Мир, номер 8, 2005
“Доброе имя дорого стоит”
Доменное имя. Структура Интернета — это не только физика оптоволоконных
сетей и логика программ, но в не меньшей степени это иерархия доменных имен. Каждый сетевой объект имеет свое уникальное имя в Интернете. Если этих объектов миллиарды, то как обеспечить их уникальность? А ведь если не удастся достичь уникальности имен, то идущий в одно место будет постоянно попадать в другое, возникнет путаница, при которой никто ничего не найдет. Сетевое (более точно “доменное”) имя имеет четкую структуру. За соблюдением правил формирования имен в Сети следит компания ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers — Интернет-корпорации по присвоению имен и цифровых адресов — www.icann.org). Она принимает решения о создании доменных имен верхнего уровня, таких, как .com — домен общего пользования или .ru — национальный домен Российской Федерации. ICANN также решает, кому предоставить право регистрации имен второго уровня, например russ.ru. В зоне ru — это право имеет, в частности, RU-Center (Центр регистрации доменов). Когда вы набираете адрес интернет-ресурса, например magazines.russ.ru, вы сообщаете (вообще говоря, ближайшему DNS-серверу — программе, которая должна преобразовать символическое имя в цифровой адрес, в данном случае 195.230.90.4), что вас интересует сайт “Журнального зала”. И тогда стартовая страница нужного сайта появляется на вашем дисплее. Любой сбой, любая путаница в системе доменных имен приводит к тому, что информация не исчезает из Интернета, но становится недоступной, что, в принципе, одно и то же.
Доменное имя нужно выбирать точно — оно должно соответствовать содержанию сайта, чтобы не разочаровывать пользователя, который шел в библиотеку, а попал на бензоколонку. Но не менее важно обратное — содержание сайта должно быть связано по возможности со всеми доменными именами, которые могут с сайтом ассоциироваться. Попробую проиллюстрировать это примером. Корпорация “General Motors” зарегистрировала домен с хорошим, коротким — а значит, удобным для набора — именем www.gm.com. И успокоилась на этом. А зарегистрировать имя generalmotors.com то ли забыли, то ли поленились. Каково же было недоумение корпорации, когда выяснилось, что некий предприимчивый человек зарегистрировал это имя. И к нему валом валит народ, желающий попасть на сайт “General Motors”. Многие из этих посетителей оказались потеряны для корпорации. Когда хозяину домена предложили продать имя generalmotors.com, он назвал цифру с шестью нулями.
Киберсквотинг. История с предприимчивым американцем, изрядно потрепавшим нервы “General Motors”, относится к киберсквотингу (от англ. cybersquatting), или захвату доменных имен. Заключается это явление в том, что человек регистрирует доменное имя — потенциальное имя сайта — не для того, чтобы его использовать, а единственно с целью перепродажи. Сайт, впрочем, может быть даже создан, но так, чтобы желания попасть на него вторично не возникло ни у кого.
С именами, захваченными киберсквотерами, сталкивались, вероятно, все пользователи Интернета. Пример такого имени www.usaopen.org. Имя сайта теннисного турнира Большого шлема Открытого чемпионата Соединенных Штатов — www.usopen.org Сайт www.usaopen.org состоит из одной страницы, на которой написано: “Мы продаем следующие доменные имена kuehnenagel.com, usaopen.org, gearwork.com, shanghaiforum.com, f1-shanghai.com Для информации о покупке, пожалуйста, обращайтесь по e-mail (которые я не привожу. — В. Г.). Благодарю!” Это типичный пример имени на продажу. Но в данном случае www.usaopen.org, скорее всего, не купят, поскольку это имя оказалось на своего рода ничейной территории: www.usopen.com — тоже сайт Открытого чемпионата Соединенных Штатов, но только это турнир по гольфу. (Кстати, имя www.usaopen.com тоже продается.) Когда на таком тесном пятачке сталкиваются два таких крупных владельца, цены на окружающее пространство сильно вырастают. Но дело еще и в том, что пользователи вынуждены набирать имя очень точно, чтобы попасть именно туда, куда нужно, и, следовательно, вероятность ошибки мала и имя можно не покупать.
В рассказе Эдгара По “Делец” <http://www.lib.ru/INOFANT/POE/Operator.txt>, опубликованном в середине XIX века, приводятся различные почтенные способы заработка. Один из этих “честных” способов таков. “Известно, что когда какой-нибудь старый толстосум, или богатый наследник-вертопрах, или акционерное общество, которому на роду написано вылететь в трубу, — словом, когда кто-нибудь затевает возвести себе хоромы, ничего нет лучше, как воспрепятствовать такой затее, всякий дурак это знает. Приведенное соображение и лежит в основе бельмового бизнеса. Как только дело у наших предполагаемых строителей примет достаточно серьезный оборот, вы тихонько покупаете клочок земли на краю облюбованного ими участка, или же бок о бок с ним, или прямо напротив. Затем ждете, пока хоромы не будут уже наполовину возведены, а тогда нанимаете архитектора с тонким вкусом, и он строит вам у них под самым носом живописную мазанку, или азиатско-голландскую пагоду, или свинарник, или еще какое-нибудь замысловатое сооружение в эскимосском, кикапуском или готтентотском стиле. Ну и понятно, нам не по средствам снести его за премию всего из пятисот процентов от наших первоначальных затрат на участок и на штукатурку… По средствам нам это, я спрашиваю? Самая мысль эта абсурдна”. Ну конечно, 500 процентов — это абсурдно. А 5000? Здесь уже можно обсуждать. Иногда за доменные имена приходится выкладывать сотни тысяч долларов.
Киберсквотер может не только построить свою “мазанку” рядом или захватить пустующее место (доменное имя), но и просто выгнать владельца из его “избушки”. Годовая регистрация домена в зоне ru стоит $ 20 (а продление на год — $15). Доменное имя не выдается навсегда: стандартный срок регистрации составляет один год. После этого регистрацию необходимо продлевать. Если владелец сайта не побеспокоится вовремя, то доменное имя может достаться киберсквотеру. “Хорошие киберсквотеры, — говорит известный российский └захватчик доменов” Александр Баратов, — занимают прежде всего освобождающиеся доменные имена. Киберсквотер терпеливо ждет, когда освободится домен, и жмет на кнопочку └Зарегистрировать”. Если повезет, то домен достанется именно ему. Таким образом, например, я в свое время занял домен Kodak.ru” <http://www.volchkov.ru/news.phtml?&id=497>.
Разновидность киберсквотинга — тайпсквотинг (от англ. typesquatting): регистрация ошибочных написаний известных доменных имен. Предприниматель Крис Чен выкупил три доменных имени, написанных с ошибкой: Downlaod.com, Donwload.com и Dawnload.com за 80 тысяч долларов. Download.com — это крупнейший в Интернете архив программного обеспечения. По оценкам Криса Чена, ресурсы, размещенные под этими доменами, будет посещать около 200 тысяч уникальных посетителей в месяц, а такими объемами не бросаются.
Но сквотеры не обязательно захватывают имена известных фирм. Они с удовольствием регистрируют имена впрок. И ждут, пока появится покупатель. По статистике Ru-Center, компании, ведающей регистрацией имен в зоне ru, на принадлежащем “Студии Лебедева” (студии известного интернет-дизайнера Артемия Лебедева) сервере ns1.design.ru на сегодняшний день зарегистрировано 265 доменов, а на сервере ns2.design.ru зарегистрировано еще 317. Среди них, например, домен www.vodka.ru Осенью Артемий Лебедев выставил часть доменных имен на продажу <http://www.webplanet.ru/news/internet/2004/11/2/squot.html>.
“Водяная крыса”. В самом конце 2004 года, когда по всему миру проходили акции по сбору средств пострадавшим от землетрясения и цунами в Юго-Восточной Азии и многие благотворительные организации и частные лица действовали именно через Интернет, канадский студент Джош Каплан выставил на продажу на интернет-аукционе “eBay” доменное имя tsunamirelief.com Попросил немного — $ 50 000. Газета “Нью-Йорк пост” (прямо скажем, не самое щепетильное и разборчивое издание) вцепилась в эту новость мертвой хваткой. Юношу назвали “водяной крысой” (rat wave); канадский студент стал в считанные дни мировой знаменитостью, правда со знаком “минус”. История стремительно развивалась всю первую декаду января 2005 года. Немедленно после публикации “Нью-Йорк пост” мама двадцатилетнего студента дала интервью, в котором сказала, что ее сын всегда был добрым и законопослушным и ничего плохого не хотел. Ну не хотел он зарабатывать на горе миллионов людей, переживших страшное бедствие, и вовсе не хотел оскорбить память сотен тысяч погибших. А даже, наоборот, хотел помочь доступным ему способом.
“Tsunami relief” можно перевести как помощь и утешение пострадавшим от цунами” (relief — англ. помощь, утешение). Само словосочетание, выбранное послушным сыном в качестве доменного имени, стало призывом, который прокатился по всему миру. Google дает больше 10 миллионов ссылок на запрос “tsunami relief”, и, конечно, в таких условиях сайт с именем tsunamirelief.com мог рассчитывать на сотни тысяч посещений в день. Насмотревшись по телевизору апокалиптических картин разрушенных городов Индонезии, Таиланда и Цейлона, увидев превращенные за несколько минут в руины цветущие пляжи Мальдивских островов, человек понимал, что в таких условиях выжившие, потрясенные и растерянные люди нуждаются буквально во всем — от питьевой воды и бензина до психологической реабилитации. Вопрос “чем я могу помочь?” не мог не возникнуть. Деньги жертвовали не только частные лица, но и огромные корпорации. На протяжении нескольких месяцев ссылка “tsunami relief” была размещена на стартовой странице “General Motors” <http://www.gm.com/>. Набрать tsunamirelief.com в своем браузере — что может быть естественнее? Набираешь — и что ты видишь? Вместо ссылки на надежные благотворительные фонды только надпись: “Доменное имя продается”. Почему никто не опередил смышленого студента и не зарегистрировал это доменное имя? В мире доменных имен правило “кто первый встал, того и тапочки” действует неукоснительно. Джош Каплан оказался самым расторопным. Доменное имя было у него куплено монреальским интернет-казино за $ 10 000. Полученные деньги Джош Каплан перевел организации “Chabad of Thailand” — еврейскому агентству, оказывающему помощь пострадавшим. Владельцы казино заявили, что они не сомневались в том, что именно так он и поступит.
История “водяной крысы” завершилась ко всеобщему умиротворению. И почти никто не обратил внимания на сообщение, промелькнувшее в той же заметке “Нью-Йорк пост”, в которой она заклеймила студента: “По меньшей мере два других доменных имени, имеющих отношение к цунами, были выставлены на продажу. Самая высокая стартовая цена составила $ 99”. Были эти имена проданы или нет, не сообщается. Но это значит, что желание заработать на катастрофе было не только у невинного студента. После того, без преувеличения, всемирного скандала, который начала нью-йоркская газета и который был подхвачен всеми новостными лентами, пишущими об Интернете, воспользоваться деньгами было невозможно, не погубив навсегда свою репутацию. Так что трогательная жертва выглядит безальтернативной: у юноши просто не было выбора. А действовал он в точности как нормальный киберсквотер.