(составитель Сергей Костырко)
КНИГИ
Опубликовано в журнале Новый Мир, номер 4, 2001
Составитель Сергей Костырко
*
КНИГИ
Антология современного рассказа, или История конца века. М., «Издательство Астрель», «Издательство └Олимп”», 2000, 448 стр., 3000 экз.
Собрание рассказов молодых писателей конца 90-х годов из круга авторов журнала «СОЛО», творчество которых, по мнению редактора этого журнала и составителя сборника Александра Михайлова, «будет отличать новую русскую прозу в веке наступающем». В сборнике представлены Айвар Валеев, Иван Макаров, Андрей Бычков, Елизавета Лавинская, Павел Лемберский, Софья Купряшина, Сергей Саканский, Николай Полянский и другие.Юрий Буйда. Желтый дом. Щина. М., «Новое литературное обозрение», 2001, 496 стр.
Новая книга современного прозаика, лауреата премии им. Аполлона Григорьева 1999 года, написанная в изобретенном автором жанре «щина». «Этот суффикс не имеет аналогов в других языках, он… такое же наше достояние, как широта натуры, плохие дороги и много водки без закуски. Тема национального своеобразия не просто традиционно важна для русской словесности, но стала одним из ее навязчивых состояний» (из издательской аннотации).Витольд Гомбрович. Фердиадурка. Роман. Перевод с польского А. Н. Ермонского. СПб., «Кристалл», 2000, 322 стр., 10 000 экз.
Витольд Гомбрович. Фердиадурке. Роман. Перевод с польского С. Н. Макарцева, Ю. Беляева. СПб., «Амфора», 2000, 350 стр., 5000 экз.
Витольд Гомбрович. Космос. Роман. Перевод с польского С. Макарцева. СПб., «Амфора», 2000, 231 стр., 6000 экз.
«Вторая волна» изданий входящего в наш культурный обиход творческого наследия одного из самых известных польских писателей XX века. Первой волной были журнальная («Иностранная литература», 1991, № 1) публикация «Фердиадурке», книжное издание романа «Порнография», рассказов из цикла «Девственность», отрывков «Дневника» в переводах Юрия Чайникова (М., «Лабиринт», 1992), а последующие отрывки из «Дневника» (также в переводе Ю. Чайникова) печатались в «Новом мире» (1996, № 11; 1998, № 2).
Издательство «Амфора» предложило новый оригинальный перевод «Фердиадурке». «Кристалловское» издание содержит новую редакцию первого, уже печатавшегося в «Иностранной литературе» перевода; текст сопровождается двумя предисловиями: Ивана Мосина «Путешествие из Петербурга в Москву с Витольдом Гомбровичем, или О превратностях судьбы некоторых книг» и Андрея Ермонского «Тревожное обаяние пана Витольда». Роман «Космос», последний роман Гомбровича, впервые выходит на русском языке.Лев Лосев. Стихи. Проза. Екатеринбург, «У-Фактор», 2000, 624 стр.
Кроме стихов, отобранных автором, проза: «Жратва. Запретный распределитель», «Меандр» (книга в жанре «фантастических мемуаров», заголовок одной из глав — «Пьяный Ленин, голый Сталин, испуганный Хрущев»).Лукиан. Сочинения. В 2-х томах. СПб., «Алетейя», 2001. Том 1 — 480 стр. Том 2 — 538 стр.
Двухтомник вышел в серии «Античная библиотека. Источники» и впервые полностью представляет все художественные тексты. За основу взято двухтомное издание «Academia» 30-х годов, но переводы уточнены и переработаны Зайцевым (недавно умерший ученый, автор замечательной книги «Культурный переворот в древней Греции», в свое время отсидевший в лагерях, до самой смерти оставался главой петербургской школы классической филологии).Александра Петрова. Вид на жительство. М., «Новое литературное обозрение», 2000, 129 стр.
Вторая книга стихотворений (первой была «Линия отрыва» — СПб., «Северо-Запад», 1994) бывшей петербуржанки, ныне жительницы города Рима, вышедшая в издательской серии «НЛО» — «Премия Александра Белого». Включает в себя стихотворные циклы «Линия отрыва», «Шаг в сторону», «За скорость двести», «Барышня и сарацин», «Подземный Рим», а также два эссе — «Небесная колония» и «Вид на жительство», написанные в жанре отчасти культурологической, отчасти лирико-автобиографической прозы об Иерусалиме и о Риме. Из предисловия Александра Гольдштейна: «Случай Александры Петровой выходит из рамок частного происшествия, он иллюстрирует доподлинную литературную потребность… вырваться за грань привычного мира, превозмочь его тесноту, отчудиться от родного слова, — и все для того, чтобы войти с ним в новую близость… Как петербургскому поэту своего поколения, Петровой предстояло говорить усталым невским слогом… она переломила назначение, из пленницы став беглянкой… теперь этот голос, опробованный в неожиданных, жестких, внеположных русскому мiру акустических средах, без подсказки и помощи отворивший двери клетки… нашел в себе себя-другого и выработал отвечающую этому опыту благозвучную, неблагополучную речь».Ален Роб-Грийе. Дом свиданий. СПб., «Симпозиум», 2000, 492 стр., 4000 экз.
Избранное составили: роман «Дом свиданий», кинороман «В прошлом году в Мариенбаде», цикл рассказов «Мгновенные снимки», теоретические статьи из сборника «Новый роман».Юрий Трифонов. Дом на набережной. Роман, дневники. Составление и публикация О. Трифоновой. М., «ЭКСМО-Пресс», 2000, 608 стр., 7000 экз.
Основной объем этого тома составила выборка из дневников и рабочих тетрадей писателя. Журнальный вариант книги печатался с продолжениями в «Дружбе народов». Дневниковые записи начинаются 1934 годом и заканчиваются 22 февраля 1981 года, за месяц до смерти. Текст дневника перемежается вставками, написанными вдовой и в данном случае биографом писателя Ольгой Трифоновой, комментирующей, уточняющей, дополняющей обстоятельства места, времени и разного рода житейских и творческих условий, в которых делалась та или иная запись.Елена Фанайлова. С особым цинизмом. М., «Новое литературное обозрение», 2000, 136 стр.
Книга стихов лауреата премии Андрея Белого 1999 года, изданная в вышеупомянутой серии. Какого-либо особого цинизма в стихах не обнаружил — нормальные стихи, вполне подходящие под определение, данное В. Курицыным на последней стороне обложки: «Страстные, буйные, болезненные и при этом умные».* * *
Эммануэль Левинас. Избранное. Тотальность и Бесконечное. Составление С. Я. Левит. Перевод с французского И. С. Вдовиной, Б. В. Дубина, Н. Б. Маньковской. Послесловие А. В. Ямпольской. М. — СПб., «Университетская книга», 2000, 416 стр., 3000 экз.
Вторая книга современного философа, выходящая в России (о первой, «Время и другой. Гуманизм другого человека». СПб., 1998, см.: «Новый мир», 1999, № 9, «Библиография»). Новое издание, вышедшее в серии «Книга света», содержит основной его труд «Тотальность и Бесконечное», а также: «Ракурсы», «От бытия к иному», «Философия, справедливость и любовь». В качестве приложения помещена статья Жака Деррида «Насилие и метафизика», посвященная Левинасу: «Мысль очень давно сидит на сухой отмели. Та водная стихия, в которую необходимо ее вернуть, это — снова — греческая стихия, греческая мысль о бытии. Именно в этой глубине заставляет нас содрогнуться мысль Эммануэля Левинаса». Эммануэль Левинас (1905 — 1995), родом из Прибалтики, прошел через гитлеровский концлагерь, принадлежал к школе «диалогистов», испытал влияние Бубера, Розенцвейга и традиционной еврейской мысли. Актуализировал тему «Афины и Иерусалим». На корешке вышедшей книги стоит цифра 1, предполагающая появление и второго тома.Ирина Левинская. Деяния апостолов на фоне еврейской диаспоры. СПб., «Логос», 2000, 352 стр.
Монография, написанная отечественным специалистом по древним языкам и культурам на английском языке для оксфордской научной серии, посвященной деяниям апостолов, очень быстро ставшая одной из самых популярных в Англии и США и признанная наиболее авторитетной в затронутом вопросе, а теперь переведенная автором на русский язык.Мераб Мамардашвили. Мой опыт нетипичен. СПб., «Азбука», 2000, 400 стр., 7000 экз.
Издание статей, докладов, заметок и бесед Мераба Константиновича Мамардашвили (1930 — 1990). Содержание сборника определилось темой — «вопросом о природе философии и о пути, ведущем к ней». Сборник подготовлен к семидесятилетию со дня рождения и десятилетию со дня смерти философа. Составитель и автор вступительной статьи Ю. Сенокосов. Текст этой книги предполагается подвесить к выходу этого номера журнала на персональную страницу Мераба Мамардашвили, открытую в Интернете на сайте сетевого «Нового мира» (http://magazines.russ.ru/novyi_mi/merab/atitul.htm) и содержащую текст книги Мамардашвили «Эстетика мышления».О. Мраморнов. Продолжение литературы. М., ИД «Муравей-Гайд», 2000, 160 стр.
Нечастая по нынешним временам книга работ современного критика — шесть литературно-критических эссе, материалом которых стало творчество Боратынского, Тютчева, Бунина, Ходасевича, Пастернака, Шолохова, Солженицына. Автор, чувствующий себя продолжателем философско-религиозной традиции осмысления истории и содержания русской литературы, то есть в известной мере отказывающийся от эстетического анализа в пользу философско-религиозного и общественно-публицистического, предлагает свои формулировки сути искусства и того, что он называет «парадигмой человека»: «Художник, которому сопутствует одиночество или изгнание и который находится в неизбывном противоречии с миром пользы, власти и обладания, своим искусством сообщает нам нечто важное, не дающее распасться человеческому единству. Искусство не может уйти от общности», «Не бунт, а диалог двух правд — земной и небесной. Иов стучал и достучался. Библейский Иов — вот парадигма человека. Первообраз и мета человеческой общности».П. А. Флоренский. История и философия искусства. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. Составление игумена Андроника (А. С. Трубачева). Вступительная статья О. И. Генисаретского. М., «Мысль», 2000, 446 стр., 5000 экз.
Почти весь объем книги занимает работа «Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях» (курс лекций, прочитанных во ВХУТЕМАСе в начале 20-х годов). Опубликованная ранее (М., «Прогресс», 1993), она быстро стала библиографической редкостью. Кроме того, в томе опубликованы статьи по организации музейного дела и теоретические работы (впервые): «Закон иллюзий», «Значение пространственности», «Абсолютность пространственности», «Лекции по анализу перспективы».Фр. В. Шеллинг. Философия откровения. Том 1. Перевод с немецкого, статья и примечания А. Л. Пестова. СПб., «Наука», 2000, 700 стр., 2000 экз.
Вошедшая в том поздняя работа философа составлена им на основе лекционного курса, в котором он пытался восстановить и утвердить утраченные религиозные ценности. Книга эта в советские годы считалась печальным казусом, омрачившим финал жизни философа, и первое появление ее на русском следует считать событием.Борис Эйхенбаум. Мой временник. Маршрут в бессмертие. М., «Аграф», 2000, 384 стр.
«Временник» Эйхенбаума конца 20-х годов был уникальным авторским моножурналом, где научные, политические, мемуарные, автобиографические и прочие мотивы переплетены в тонкую художественную ткань дневникового типа. Именно эта книга всегда считалась «уликой», свидетельствовавшей о внутреннем саркастически-враждебном отношении «формалистов» к советской власти. Переиздается впервые.