(составитель Андрей Василевский)
ПЕРИОДИКА
Опубликовано в журнале Новый Мир, номер 6, 1998
ПЕРИОДИКА
*
“Ex libris НГ”, “Кулиса НГ”, “Литература”, “Литературная газета”,
“Литературная Россия”, “Независимая газета”, “Общая газета”, “Русская мысль”, “Труд”,“Хранить вечно”
Павел Басинский. Русский читатель оптом и в розницу. — “Литературная газета”, 1998, № 7, 18 февраля.
“Современная русская литература давно является страной в стране, а писатели — ее └малым народом”, выражаясь по Шафаревичу. Мы отброшены в ситуацию примерно конца ХVIII века, с той только разницей, что тогда перспектива расширялась, нынче — неумолимо суживается”. С каким трудом создавался Русский Просвещенный Читатель и как задешево продан! — восклицает критик.
Сергей Бочаров. Чистое искусство и советская история. — “Независимая газета”, 1998, № 32, 25 февраля.
Эссе об Андрее Синявском. Среди прочего — воспоминания о совместной работе в ИМЛИ. Непосредственный отклик на смерть писателя публикуется ныне в первую годовщину его ухода.
Иван Жданов. Метаморфизм как первая любовь. Беседу вела Маруся Климова. — “Кулиса НГ”, 1998, № 3, февраль.
Ивану Жданову — пятьдесят. “Нет во мне нарративного начала. Эссе могу написать, а рассказ — нет… Стихи пишу. Что касается интереса к поэзии, то мне кажется, что сейчас в Москве издателей гораздо больше, чем читателей”.
Игорь Золотусский. Заступитесь за Гоголя. — “Кулиса НГ”, 1998, № 3, февраль.
В России нет ни одного музея автора “Мертвых душ”. На Украине есть.
Андрей Карпов. Цензура как инструмент культурного возрождения. — “Независимая газета”, 1998, № 20, 7 февраля.
Письмо читателя (г. Реутов, Московская область). “Чтобы сохранить демократичность, свободе слова нужен противовес. Идеологическую власть, власть изреченного слова, может сдержать лишь цензура. Цензура — это институт, обеспечивающий защиту прав пассивно слушающего большинства от произвола агентов слова — идеологически активного меньшинства, стремящегося преобразовать менталитет общества по своему вкусу… Необходим единый закон о цензуре, включающий в себя все ограничения, налагаемые на публично изреченное слово… Цензура должна быть содержательной. Но как оценивать содержание речи? Единственный способ — это соотнести его с нравственными критериями, существующими в обществе… Если общество не будет иметь идеалов, оно деградирует… А если таких идеалов нет, то их надо создать волевым усилием общества через закон, ибо только имея закон можно остановить беззаконие. И только положив законом пределы глумлению и хуле можно заронить зерна нравственности в уже опустевшие души…”
Геннадий Красухин. Легенда и реальность. — “Литература”. Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”. 1998, № 3, январь.
Кроме статьи Г. Красухина в подборку материалов о Сергее Есенине входят статьи Эржебет Каман (Будапешт) “На переломе”, Александра Зорина “Несказанное, синее, нежное…”, Надежды Радченко “Мир, где все живое равноправно” (Таганрог).
Евгений Попов. “Мы плывем на резиновой лодке по горной речке”. Беседу вел Евгений Шкловский. — “Труд”, 1998, № 29, 14 февраля.
“Я себя не переоцениваю и не недооцениваю. Мои писания находят спрос. Меня знают. Я получаю письма. Спасибо”. Тут же: “Мне кажется, что сегодня стало лучше даже коммунистам”.
Андрей Синявский. — “Хранить вечно”. Специальное приложение к “Независимой газете”. 1998, № 1 (февраль).
Первый выпуск нерегулярного приложения к “Независимой газете” весь посвящен Андрею Синявскому. Среди опубликованных материалов: статья Марии Розановой “Театр абсурда, или Профильфас”; эссе Андрея Синявского “Почему мы все-таки пишем?” (1995); пролог к последнему роману Абрама Терца “Кошкин дом” (1996); первый, неоконченный, датированный 1931 годом, рассказ Андрюши Синявского “О карликах на болоте”; протокол личного обыска заключенного Синявского; протоколы допроса свидетеля Розановой-Кругликовой М. В.; экспертное заключение о том, является ли Андрей Синявский автором текстов, подписанных Абрамом Терцем; амбулаторный акт № 15А судебно-психиатрической экспертизы на испытуемого Синявского; внутренние рецензии на книги Абрама Терца, написанные Борисом Сучковым и Юрием Идашкиным по заказу КГБ; протокол допроса свидетеля Дувакина Виктора Дмитриевича; письма Андрея Синявского из Дубровлага. А также хронология жизни и творчества Синявского и другие интересные публикации.
Две цитаты. О непостижимой “разумности” Ульянова-Ленина, казнящего и милующего “по науке”: “У Сталина по крайней мере есть аналогии, прототипы в истории и душевной жизни каждого из нас. Ну, в конце концов, бывало и раньше такое, что какой-нибудь деспот принимал как должное божеские почести. Любой человек в минуту одержимости способен сообразить себя Сталиным. А попробуйте-ка представить, что вы — Ленин. Никакого воображения не хватит… Нет, это свыше наших сил, вне нашего измерения. Он проходит мимо нас как лунатик, не улавливающий нашего живого присутствия, так же, как мы не улавливаем его нездешней природы и тщетно хотим понять, чего же от нас добивается этот большеголовый пришелец, такой простой на взгляд и такой недоступный” (из статьи 1962 года “Точка отсчета”).
И еще: “Я не знаю другого более близкого мне человека, чем Марья, и не только в общеупотребительном значении └жены”, но в качестве наиболее понимающего меня существа, наиглавнейшего друга (включая весь мужской пол), способного с полуслова и наиточнее всех выразить мою волю. У нас разница характеров, темпераментов, но это ничего не меняет в существе дела. Поэтому и просил, и прошу в ее лице принимать меня и мои пожелания, а коли “не нравится” — я не навязываюсь, но только, очевидно, друзьям, не согласным с этим фактом, придется перестать быть друзьями” (обращение к друзьям в одном из писем из лагеря, сентябрь 1966 года).
Некоторые высказывания вдовы Синявского Марии Розановой, напечатанные в первом выпуске приложения “Хранить вечно”, вызвали резкие полемические отклики Александра Глезера и Юрия Буртина (“Независимая газета”, 1998, № 29, 20 февраля).
Священник Михаил Ходанов. Я не люблю, когда наполовину… — “Литературная Россия”, 1998, № 5, 6, 7.
Высоцкий с христианской точки зрения. Дуализм его творчества. Полемизируя с критическими высказываниями Станислава Куняева и Олега Платонова, автор утверждает: “Творчеству Высоцкого, в его зрелой части, не хватало только одного, но самого существенного с точки зрения истинной духовности — принятия Церкви и Ее правильных духовных установок. Однако в тех условиях, в которых он жил, его деятельность зрелого периода была максимумом того, чего можно было достичь на уровне естественного (языческого, но еще не христианского) человеческого добра”. Но Высоцкого “властно тянуло вниз… растленное нравами окружение”: “под влиянием столичного диссидентства (за расшифровкой этого термина следует обратиться к исчерпывающим трудам академика И. Р. Шафаревича) появлялись политические инспирированные и не характерные для поэта произведения”. Последняя фраза в своем роде замечательна — и это язык духовного лица!
Священник Георгий Чистяков. Немое солнце Ада. — “Русская мысль”, Париж, 1998, № 4208, 5 — 11 февраля.
“Божественная комедия”: свежий взгляд на классический текст. Данте, интересный не только красотою слога, но именно как мыслитель. Читая Данте, “становится ясно, что тот ужас, который человек испытывает перед Адом, не есть сублимированная форма биологического страха перед смертью… Ад — не наказание, ибо └Бог милости, и щедрот, и человеколюбия” никого не наказывает; но он и не просто место, где пребывают тени умерших, как это было у Гомера или Вергилия, — у Данте здесь находятся и живые. Ад — это состояние, в которое проваливается человек, когда его └я” оказывается во власти греха. Можно не бояться смерти, можно не верить в посмертные муки, как не верили многие и во времена Данте, но все равно Ад засосет тебя в свое жерло”.
Сергей Чупринин. Памяти живущих. Современные мемуары как способ свести счеты. — “Общая газета”, 1998, № 5, 5 — 11 февраля.
Саркастическая параллель между мемуарами генерала Коржакова “От рассвета до заката” и романом Анатолия Наймана “Б. Б. и др.” (“Новый мир”, 1997, № 10).
.
ДАТА: 19 июня (1 июля) — 185 лет со дня рождения П. В. Анненкова (1813 — 1887), русского публициста, критика, мемуариста.
Составитель Андрей Василевский.