КОРОТКО О КНИГАХ
Опубликовано в журнале Новый Мир, номер 1, 1994
КАРТИНЫ БЫЛОГО ТИХОГО ДО-НА. М. “Граница”. 1992. Т. 1, 256 стр. Т. 2, 223 стр.
Появление на авансцене сегодняшней жизни казаков явилось для многих неожиданностью. Повлияла и непривычная форма, пришедшая как бы из далекой старины, ее некоторая театральность, а главное — попытка воссоздать дух и уклад казачества в нашей современной жизни с ее привычным “подсоветским” атеистическим воспитанием и немножко ернической атмосферой. Журналисты отреагировали прежде всего на эти лежащие на поверхности черты.
Многое в сегодняшнем казачьем движении еще не упорядочено, нет своего устоявшегося лица, нет и эффективной организации, охватывающей разные стороны жизни казаков, как это было в свое время в России. Но вот вопрос: почему люди, стоящие ближе к земле и станку, чем к письменному столу, так живо откликнулись на начавшееся движение?
За прошедшие десятилетия успело смениться уже три поколения, но связь времен, как видим, не распалась, ощущение своих корней не было утеряно до конца. Что же касается архаичности форм, в которые облекается казачье движение сегодня, то причины этого явления очевидны — десятилетия подавления и отсутствие всякой возможности развивать свои традиции.
И очень вовремя, на наш взгляд, издательство “Граница” предложило своим читателям переиздание книги “Картины былого Тихого Дона”, впервые вышедшей в 1909 году и имевшей подзаголовок: “Краткий очерк истории войска Донского для чтения в семье, школе и войсковых частях”. Научившись в советскую эпоху не доверять официальному печатному слову и не всегда ориентируясь в слож-ных построениях новейших авторов-историков, современный читатель с большей охотой обращается к старой, дореволюционной книге, как правило, написанной ясно и достаточно кратко.
“Широко, в приволье зеленых степей, течет Дон. Зеркальною лентой блестящего серебра извивается он среди полей, меж белых мазанок станиц, меж зеленых садов, по широкому степному раздолью. И медленно и плавно его течение. Нигде не бурлит он, нигде не волнуется. Зеленые деревья обступили его берега, придвинулись близко к воде, отразились в зеркальной глади широкой реки и будто глядятся в нее…” Так возникает первая картина. Вернее, приоткрывается маленький пейзажный фрагмент монументального исторического полотна донского края. Медленно отодвигая завесу, мы знакомимся с его отдельными деталями, персонажами, событиями.
Читая эту книгу, нельзя, конечно, забывать, к какому периоду наших зна-ний о прошлом она относится, чтобы разумно воспринимать встречающиеся элементы идеализации и романтизации донской истории. К началу XX века сложилась уже обширная историография донского казачества. На протяжении XIX века постепенно растет интерес к его историческому прошлому. Выходят труды с описаниями военной истории казачества, устройства жизни, этнографии, фольклора. Начинается изучение и публикация документов из архивов центральных органов управления и ме-стной донской войсковой канцелярии.
Автору “Картин…” удалось в полной мере использовать весь арсенал накопленных к началу XX века знаний по донской истории, почерпнуть в уже известных сведениях яркие образы и красноречивые сюжеты. Обилие песен, стихотворных строф, удачно увязанных с предметом повествования, позволяет почувствовать атмосферу жизни Дона, его тихую, немудреную музыку.
Книга содержит множество фактов и сведений о разнообразных событиях и сторонах казачьей жизни. Мы встретим в ней подробное описание вооружения казака, рассказ об устройстве полка и боевой тактике в разные эпохи. Познакомимся с историей становления поселений на Дону, возникновения войсковой столицы, формирования Донского, Терского, Сибирского, Забайкальского казачьих войск. Проследим все основные вехи их участия в исторических событиях России, оценим огромный вклад казачества в укрепление и развитие русского государства. Особого внимания интересующихся историей казачества заслуживают собранные в приложениях ко второму тому исчерпывающие спис-ки войсковых выборных и наказных атаманов, перечень высочайших грамот и регалий, пожалованных Донскому казачьему войску, гвардейским и армейским донским полкам.
Широкий круг источников, привлекаемый автором, делает книгу маленькой популярной энциклопедией по казачьей и военной истории, хорошо представившей взгляд традиционной российской историографии XIX века. В тексте име-ется ряд незначительных ошибок и отклонений в некоторых датах и описани-ях событий, что связано, вероятно, с недостаточно тщательным редактированием. Однако мелкие грехи не нарушают общего благоприятного впечатления от этой книги.
Современному широкому читателю “Картины былого Тихого Дона” будут интересны и как литературный памятник своего времени, и как самостоятельный исторический источник sпо казачеству.
А. Макаров, С. Макарова.