фотосессия Владимира Виноградова и Владимира Бурцева. Текст Ирины Хургиной
Опубликовано в журнале Новая Юность, номер 3, 2004
Человек, который стоит рядом с кинокамерой и смотрит в глазок видоискателя, вызывает у мирно прогуливающихся граждан чувство душевного трепета. Что он, оператор, видит там, в этом “хрустальном шаре”? И — главное — как он видит? Ведь потом, глядя на экран, мы-то видим мир именно его глазами. Он — преображатель действительности.
Человек, который стоит около оператора с иронически-независимым видом и иногда тихим голосом роняет ценные замечания, вызывает у тех же граждан чувство священного восторга. Во-первых, режиссер тоже может, при особом желании, заглянуть в заветный глазок. И увидеть уже что-то свое. Но главное — он потом будет из того костюмчика, который до него скроил сценарист и на “живую нитку” сшил оператор, делать наряд “по фигуре”. С вытачками, карманами, отворотами и даже фестонами. Это уже дело вкуса. И таланта, — намекнет “добрый зритель в девятом ряду”.
К фигурантам нашего “Вернюсажа” все сказанное относится в полной мере. Владимир Виноградов — кинорежиссер; Владимир Бурцев — кинооператор. Уже несколько лет они вместе “преображают действительность”. И попутно “немного шьют” — занятие фотографией для них естественно, но это как бы “отходы” основного производства. Они оба закончили ВГИК, оба делают программу “Дачники” с Машей Шаховой на Первом канале, — передачу, которая еще в бытность ТВС получила премию “ТЭФФИ-2002”. Сняли вместе фильм “Послание Владимиру Кобрину” о режиссере авангардного кино Владимире Кобрине. Бурцев был оператором-постановщиком многосерийного теле- фильма “Великие авантюристы России” и телефильма “Фаберже: таможня дает добро”. Виноградов как режиссер сделал документальный фильм “Унесенные”, как актер снимался в картинах “Солдат и дурочка”, “Притяжение”, “Солнце”, “Факультет ненужных вещей”.
В свое время Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Миклош Янчо и… (список этот можно множить и множить, вплоть до Джины Лоллобриджиды) с особым интересом занимались фотографией. Действительно, приобщенность к одному визуальному виду искусства провоцирует на тщательное отношение к другому.
Владимиры — Виноградов и Бурцев — имеют сходный, романтический взгляд на окружающую нас пыльную действительность. И, видимо, поэтому работают вместе в “Дачниках”, в одной из немногих программ на нашем телевидении, которую обошли стороной дурновкусие и попсовость. Фотографии, сделанные Виноградовым и Бурцевым во время съемок “Дачников” — “продукты отхода” их режиссерской и операторской работы, — не так давно экспонировались в галерее “Интерколор” в рамках выставки, организованной Александрой Загряжской. Корпус этих фоторабот мы, собственно, и представляем в “НЮ”. Большая часть из них связана со съемками, которые проходили в Эстонии, в традиционных дачных местах — Усть-Нарве, Вызу, Кясму. Есть здесь и фотографии, сделанные в Крыму, в Подмосковье…
Ореол избранности, присущий профессии наших героев, стал причиной примечательного эпизода из современной одесской жизни. Дело происходило в Одессе после съемок документального фильма. Одна из его героинь, потомственная одесситка, шла со своей пятилетней внучкой по Преображенской улице, мимо памятника Пете и Гаврику. “Кто это?” — спросила девочка. “Как тебе не стыдно, — задохнулась от возмущения бабушка-интеллектуалка, — твоя мама в этом возрасте знала Катаева!” “Ну и что, — с невозмутимым видом возразила девочка, — зато я знаю Бурцева!”
“И Виноградова”, — добавим от себя.
Ирина ХУРГИНА