мартиролог (продолжение)
Опубликовано в журнале Новая Юность, номер 3, 2003
Часть 1. Продолжение.
Городские здания и особняки в провинции
Гостиница Пожарского в Торжке
Тверская область, г. Торжок, ул. Дзержинского
Первая достопримечательность старинного Торжка, которая встречалась путешественникам по дороге из Москвы, — знаменитая гостиница Пожарского, увековеченная Пушкиным: “На досуге отобедай у Пожарского в Торжке, жареных котлет отведай (именно котлет!) и отправься налегке”. Гостиница Пожарского представляла собою двухэтажное здание первой половины XIX века в стиле безордерного классицизма, с эркерами на флангах фасада и характерными сандриками над окнами. Здесь неоднократно останавливался А.С.Пушкин, неизменно занимавший номер с эркером в левом крыле дома на втором этаже, здесь написал он на стене четверостишие, долго сохранявшееся впоследствии. В письме к жене Пушкин сообщал, что “толстая мадемуазель Пожарская” “варит славный квас и жарит славные котлеты”. Дарья Пожарская, дочь новоторжского ямщика Евдокима Пожарского, который, разбогатев, открыл в Торжке ресторацию и гостиницу для “чистой” публики, по легенде, то ли выведала секретный котлетный кулинарный рецепт у повара императора Александра I, то ли приняла его в качестве платы за ночлег у проезжего француза. Пожарские котлеты так понравились августейшей семье Николая I, что хозяйку гостиницы потом специально приглашали в Петербург их готовить.
В гостинице Пожарского жили в разные времена Радищев и Гоголь, Салтыков-Щедрин и Белинский, Тургенев и Островский, Аксаков и Л.Толстой, немецкий композитор Р.Шуман. Здесь была провозглашена в 1917 году советская власть в Торжке. После революции в здании был клуб имени Парижской Коммуны.
Нужно отметить, что изысканиями новоторжских краеведов последних лет доказано, что слава гостиницы Пожарского пушкинских времен относилась к первоначальной гостинице, размещавшейся в родовом доме Пожарских в Ямской слободе. Знакомое по путеводителям здание было построено Д.Е.Пожарской уже специально как гостиничное в 1840-х годах.
Гостиница Пожарского сгорела 8 июля 2002 года. Стихия, по иронии судьбы созвучная с именем былого владельца, практически уничтожила мемориальный памятник: уцелел первый каменный этаж. Гостиница сгорела незадолго до завершения реставрации, — оставалось лишь перекрыть здание кровлей. Одной из версий, обсуждавшихся в городе и местной печати, был поджог.
Особняк в Томске
г. Томск, улица Дзержинского, 21
Деревянный двухэтажный особняк с ажурной резьбой оконных наличников, треугольными фронтончиками и фигурными кровлями — памятник архитектуры федерального значения — служил своеобразной визитной карточкой “города деревянных кружев”, воспроизводился на обложках сувенирных фотоальбомов. Дом, построенный в 1892 году, принадлежал в то время епархиальному ведомству. В советские времена жилой дом, он был поставлен в 1987 году на капремонт, — и несколько лет пустовал и разрушался. Проект реставрации, подготовленный местными специалистами, не был реализован из-за отсутствия средств. В 1990 году дом был продан частному предпринимателю В. Дирину, хотя законодательство запрещало подобные сделки с памятниками федерального значения. Местные органы охраны памятников трижды пытались оспорить сделку в суде, но безуспешно. Тем временем дом, на котором не проводились ни реставрационные, ни консервационные работы, продолжал разрушаться, а в 2001 году сильно пострадал от пожара. В ноябре 2001 года остатки памятника федерального значения были разобраны на дрова, согласно сообщениям средств массовой информации — по указанию вышеупомянутого частного предпринимателя.
Дом Передольского в Новгороде
г. Великий Новгород
Памятник истории местного значения — дом краеведа и основателя Новгородского общества любителей древностей Василия Передольского, который в декабре 1900 года открыл в собственном доме первый в истории Новгорода частный музей, где демонстрировал согражданам свою археологическую коллекцию из около 100 тыс. экспонатов, — еще в 1980-е годы был заброшен и стал ветшать. В начале 1990-х годов около половины венцов (дом Передольского был деревянный на каменном основании) требовали замены, то есть памятник можно было еще сохранить. В 1993 году дом передали Новгородской епархии для восстановления в течение двух лет, с последующим открытием в здании воскресной школы; подписано было и соответствующее охранное обязательство.
Вместо реставрации дом был вскоре попросту разобран, промаркированные бревна сложили под открытым небом. Через несколько лет подлинные остатки памятника частью сгнили, частью были пущены на дрова.
Драматический театр в Тобольске
Тюменская область, г. Тобольск
Деревянное здание Тобольского театра (1899) по праву считалось одной из главных достопримечательностей древней столицы Сибири. Выдержанное в стиле теремной архитектуры русского XVII столетия, оно служило свидетельством культурных тенденций рубежа XIX—XX веков — возрождения национальных традиций и духа в зодчестве. Здание театра составлено было из разновысоких объемов с собственными кровлями, что придавало ему необычайно выразительный силуэт. Симметричные шатровые башни фланкировали центральный объем со своеобразной лоджией во втором этаже. Планировка здания, в отличие от старорусских теремов, была классически-симметричной. Обнаженные конструкции бревенчатых срубов оттеняли изысканный резной декор оконных и входных проемов, создавая впечатляющий пластический эффект.
Тобольский театр сгорел в 1991 году. На его месте выстроена его огрубленная каменная копия.
Памятники деревянного зодчества
Изба Салтыкова из деревни Кошелево
Нижний Новгород, Щелковский хутор
Самый старинный из сохранявшихся в Нижегородской области крестьянских домов, изба Салтыкова, памятник архитектуры федерального значения, была в 1972 году перевезена из деревни Кошелево Ковернинского района в Музей истории архитектуры и быта народов нижегородского Поволжья. Рубленный в конце XVIII — начале XIX века из толстых бревен “с остатком”, дом Салтыкова представлял собою образец типа “изба со связью”. Он был перекрыт двускатной крышей с причелинами, украшенными плоскорельефной резьбой. Декор фасада дополняли доски с городчатым узором и наличники центрального “красного” и двух волоковых окон. Интерьер избы с печью, лавками, залавочником полностью сохранял облик конца XVIII столетия, когда место приготовления пищи не отделялось от жилого пространства. После перевозки в музей здание было реставрировано с сохранением форм первой половины XIX века.
Изба Салтыкова погибла в результате поджога в феврале 1998 года. Заведенное тогда уголовное дело было впоследствии приостановлено за недостаточностью улик.
Башня Якутского острога
Республика Якутия, г. Якутск, территория Музея истории и культуры народов Севера
Западная проездная башня Якутского острога была последним остатком некогда величественной деревянной крепости XVII века, защищавшей один из русских городов в Сибири. Из шестнадцати первоначальных крепостных башен 1681—1687 годов к середине XIX столетия сохранялась лишь западная стена с тремя башнями, а в 1904 году Императорская Археологическая комиссия дала согласие на снос остатков крепости. Правда, чуть позже она же просила якутского губернатора “принять все зависящие от него меры по поддержанию острога” — “единственного образчика деревянных крепостных сооружений XVI—XVII веков не только в России, но и во всей Европе”.
Западная проездная башня, дожившая до XXI века, рубленная “в лапу”, размером 4 на 4 сажени, с навесными часовнями над арками проезда, признавалась специалистами выдающимся памятником русской крепостной архитектуры. Ее изображение украшало центральную часть герба Якутска, она служила своеобразным символом старинного города. После реставрации 1981 года она находилась на территории Историко-этнографического музея… где, однако, служила объектом не только интереса любителей древностей, но и варварских посягательств. В 1999 году служительница музейной охраны заметила, как ночью двое парней подгребли к башне сухой мусор и поджигают его. Тогда пожар удалось предотвратить, но, увы, ненадолго.
В 4 часа утра 22 августа 2002 года якутские пожарные экипажи стали съезжаться к пылающей крепостной башне. Гигантский костер они потушить не смогли, и от башни, рядом с которой через несколько дней должны были проходить торжества по случаю 370-летия города, остались жалкие обгорелые руины. Территория музея была доступна для ночных злоумышленников, работники музея сразу заговорили о поджоге. В качестве подозреваемых назывались и двое дворников, уволенных незадолго до того из музея за пьянство, и ночные любители посидеть с пивом на свежем воздухе.
Городские власти выразили намерение в скором времени восстановить башню, но памятник XVII века, конечно же, исчез безвозвратно.