МАРИНА БЕРЕГ
Опубликовано в журнале Новая Юность, номер 3, 2001
И. т. д.:
Свадьба
МАРИНА БЕРЕГ
Сергея Мухрановича мучила сильная икота. Случилось это в час пик, когда он ехал в трамвае. Сергей Мухранович боролся с напа-стью всеми известными способами. Задерживал дыхание, чтобы от нехватки кислорода икота задохнулась. Но спазмы продолжались, а Сергей Мухранович дважды чуть не потерял сознание.
С.М. глотал слюну, чтобы запить икоту, но подавился, раскашлялся и икнул восемь раз кряду.
Сергей Мухранович нервничал, так как пассажиры злорадно посматривали в его сторону, а выходить ему нужно было только через три остановки.
Наконец Сергей Мухранович решил применить сомнительный метод, а именно вычислить человека, который в данный момент так настойчиво думал о нем и тем самым заставлял Сергея Мухрановича откликаться. При удачном разоблачении икота должна была самоликвидироваться.
Сергей Мухранович стал ворошить память.
— Может быть, друзья? — предположил он.
— Ик! — ответил внутренний голос.
— Семен Евгеньевич? Но я вернул ему долг три дня назад. Пятьдесят рублей, склеенных из разных половинок…
— Ик!
— Ирина Идрисовна?
Икота притихла. Сергей Мухранович подождал немного. Потом еще чуть-чуть. И радостно заключил, что это Ирина Идрисовна вспоминает его, так как у них завтра свадьба. А сейчас он едет с мальчишника, прощальной холостяцкой попойки.
Сергей Мухранович и Ирина Идрисовна решили пожениться, несмотря на то что астролог был против. Путем точных математиче-ских расчетов астролог установил, что звезды их брак не одобряют, а значит, и нечего людей смешить.
Сергей Мухранович был человеком верующим: верил всему, о чем писали газеты, говорили по радио и телевидению авторитетные люди, не считая женщин. Но впервые за свою жизнь Сергей Мухранович ослушался, потому что любовь к Ирине Идрисовне затмила все.
Сергей Мухранович и Ирина Идрисовна очень шли друг другу. Он был щуплый и маленький. Она — дородная и пышногрудая. Ирина Идрисовна любила класть Сергея Мухрановича на плечи как воротник, когда готовила у плиты. Сергею Мухрановичу это не очень нравилось, потому что горячее масло со сковородки брызгало ему в лицо, а пар из кастрюли обжигал нос. Сергей Мухранович больше любил свернуться калачиком на груди Ирины Идрисовны и смотреть телевизор.
Ирина Идрисовна была поэтом. Она писала стихи. Например: “Осенний лист, упавший в воду, похож на юношу, копившего на “Шкоду”.
Ирина Идрисовна родила Сергею Мухрановичу сына за месяц до их знакомства. Мальчик очень походил на Сергея Мухрановича. Он был лысый, и С.М. был лысый. Его даже путали с Розенбаумом. Подходили, здоровались:
— Привет, лысый! Все поешь?
И Сергею Мухрановичу приходилось петь, чтобы отстали.
С.М. сына очень любил. Еще бы! Один знакомый врач авторитетно заявил Сергею Мухрановичу, что у него не будет детей. А тут такая радость!
— Вы сейчас выходите? — обратился к С.М. высоким женским голосом мужчина, стоящий справа.
Сергей Мухранович подумал, что мужчина издевается над ним, подшучивает. Но потом решил: с кем не бывает, открыл рот для положительного ответа:
— Ик!
Сергей Мухранович сошел на Литейном проспекте и направился к церкви. Ирина Идрисовна попросила его поставить свечку. Накануне, как раз с четверга на пятницу, Сергею Мухрановичу приснился странный сон.
За стеклянной дверью зубоврачебного кабинета сидели в ряд человек восемь. Всем им лечили зубы. Соседние помещения пустовали. В них тоже стояли кресла, были врачи, но больные не желали иметь с ними дела.
Подошла очередь Сергея Мухрановича. Доктор спросил его:
— Вы хотите, чтобы я вырвал вам зуб? — и показал на флюс справа.
— Это не флюс. Это мне укол обезболивающий сделали, — сказал С.М. — А зуб я рвать не дам. Мне его еще пятнадцать лет назад хотели удалить как непригодный, а я не позволил.
Врачи при словах “пятнадцать лет назад” повернулись к Сергею Мухрановичу и злорадно засверкали глазами. А потом все разом принялись яростно рвать зубы.
Ирина Идрисовна сказала, что этот сон совершенно некстати перед их свадьбой, и надо сходить в церковь. Сергей Мухранович поставил три свечи. Прочитал молитву, перекрестился и тут заметил чуть в стороне попа. Он наблюдал за С.М., а когда понял, что С.М. его заметил, злорадно улыбнулся. Сергей Мухранович поставил еще три свечи. Поп исчез.
Сергей Мухранович вышел из церкви радостный и одухотворенный. Дал нищим на паперти больше обычного и направился домой. Но тут неожиданно кто-то сильно пнул его ногой под зад. С.М. обернулся. Это был поп. Только он очень изменился. До неузнаваемости. Но Сергей Мухранович все равно узнал его по злорадному взгляду, который ничем не замаскируешь. С.М. хотел было плюнуть ему в лицо, но поп сделал сальто-мортале и скрылся в подъезде, где висела табличка: “Детский сад”.
Сергей Мухранович работал часовщиком. Он стал им нарочно. Он все делал назло. Когда в пять лет мама привела его на прослушивание в музыкальную школу, педагог спросила Сергея Мухрановича, на каком инструменте он хотел бы играть, кроме трубы.
— А почему кроме трубы? — поинтересовалась мама Сергея Мухрановича.
— У мальчика толстые губы. Он не справится.
— Справлюсь, — сказал Сергей Мухранович. — Я буду играть только на трубе.
С.М. окончил три класса музыкальной школы и забросил трубу исключительно потому, что соседи дали маме коллективную взятку. Кругленькую сумму. Ее хватило, чтобы съездить летом к морю, купить новый цветной телевизор и средство от тараканов. (Тоже по просьбе соседей.)
Сергей Мухранович стал часовщиком, потому что у него было очень плохое зрение. И большие руки. Точнее, ладони — по пять сарделек на каждой. С.М. стал лучшим часовщиком в мастерской, где работали Василий — мастер по изготовлению ключей и Петр — главный по зонтикам.
В день свадьбы Сергей Мухранович надел на левую руку серебряные часы Павла Буре, которые сам из настенных переделал в наручные; натянул поверх белой рубашки черный шерстяной костюм, в котором щеголял один-единственный раз, на выпускном вечере в школе, погладил лысину перед зеркалом и вышел из дому. Ему надо было в магазин, чтобы купить невесте цветы.
Из того, что предлагали продавщицы, Сергею Мухрановичу ничего не нравилось. Калы ему представлялись пошлыми, розы — дорогими, гвоздики — банальными. Наконец он выбрал букет. Но продавщица заявила, что это комнатный экземпляр и для такого торжественного случая не годится. Этот факт окончательно утвердил выбор Сергея Мухрановича.
Он купил два горшка. Вышел на улицу. Вырвал цветы из земли, а корни обмотал газетой, которую подобрал на ступеньках.
В метро Сергей Мухранович читал все ту же газету. Его внимание привлекла заметка, в которой говорилось, что в городе завелся преступник. Он ловит мужчин и выкалывает им… Чтобы прочитать дальше, Сергею Мухрановичу пришлось развернуть цветы: …на ягодицах тату с изображением разврата. Уже пострадало более десяти человек. Всех, кто что-нибудь знает, просят позвонить по телефону 02. Фоторобот, составленный со слов очевидцев, был аккуратно вырезан бывшим владельцем газеты.
В ЗАГСе Сергей Мухранович встретил Ирину Идрисовну. На ней было красное платье и черные лакированные туфли. С.М. подумал, что чего-то в наряде Ирины Идрисовны недостает. Но чего именно, понять не мог.
Под звуки песни “Миленький ты мой” Сергей Мухранович и Ирина Идрисовна вошли в залу. Женщина с высокой прической и с массивным медальоном на груди произнесла торжественную речь, затем обратилась к Ирине Идрисовне с вопросом: согласна ли она взять в мужья Сергея Мухрановича? Ирина Идрисовна не задумываясь кивнула. Тогда женщина злорадно посмотрела на Сергея Мухрановича и полюбопытствовала: согласен ли он взять в жены Ирину Идрисовну? При этом она с особой интонацией надавила на отчество невесты.
С.М. молчал. Его охватил ужас. Он понял, что перед ним маньяк, который делает тату и который преследует его, Сергея Мухрановича, со вчерашнего дня. Просто маньяк надел парик, подложил грудь, сбрил бороду.
Сергей Мухранович подбежал к женщине с высокой прической и с силой дернул ее за волосы. Прическа упала на пол, открыв взору присутствующих лысую голову с маленькой черной челкой, как у первоклассника.
— Вот! — закричал С.М. — Вот! Видите! Немедленно звоните в милицию! Я ее разоблачил!
Лысая женщина схватила парик и бросилась к окну. Она испугалась, что обнаружен подпольный цех по производству пружинок, который находился в подвале ЗАГСа, и теперь ее посадят в тюрьму.
Через открытую форточку женщина пыталась попасть на улицу. Сергей Мухранович старался ей помешать, но вдруг кто-то сильно пнул его под зад. Сергей Мухранович выпустил ногу женщины. Женщина вывалилась наружу. Сергей Мухранович обернулся.
Перед ним стояла Ирина Идрисовна и злорадно улыбалась. Ирина Идрисовна взяла со стола свидетельство о браке, в котором уже были все необходимые подписи и печати. Подняла Сергея Мухрановича над головой и положила к себе на плечи, как обычно делала на кухне.
Подъехавшая милиция ее не остановила. Милиция искала Сергея Мухрановича, который устроил в ЗАГСе дебош. А Сергея Мухрановича нигде не было. Только Ирина Идрисовна. В черных лакированных туфлях и в красном платье с черным воротником.
г. Санкт-Петербург