Опубликовано в журнале НЛО, номер 5, 2019
Олег Лекманов (НИУ ВШЭ, Школа филологии факультета гуманитарных наук, профессор; доктор филологических наук)
Oleg Lekmanov (National Research University «Higher School of Economics», School of Philology, Faculty of Humanities, professor; D. habil.)
Oleg Lekmanov. On Vyacheslav Vsevolodovich
Не знаю, имею ли я право вспоминать про Вячеслава Всеволодовича Иванова, хотя бы потому, что не уверен — был ли я с ним знаком. Меня несколько раз представляли Вяч. Вс., и он каждый раз говорил одно и то же: «Я читал некоторые ваши статьи, не хотите ли вы написать о моем отце…», а я каждый раз что-то вежливое мычал в ответ, потому что творчеством Всеволода Иванова никогда не занимался.
Помню лекции Вяч. Вс. в университете, в конце, кажется, восьмидесятых, они, конечно, поражали своим широчайшим охватом, однако нам (мне и моим ближайшим друзьям) была ближе концентрированная манера М.Л. Гаспарова. Помню Вяч. Вс. у Белого дома в августе девяносто первого — и его царственную манеру держаться, и его демократизм. Это впечатляло. Вообще, умение интересно рассказывать для всех было очень сильным плюсом Вяч. Вс. — мне приходилось видеть, как его, затаив дыхание, слушали бесконечно далекие от филологии люди. Кажется, его знали в СССР и в России все. Однажды мне удалось подсмотреть и подслушать смешной диалог двух библиотекарш в РГБ (тогда еще Ленинке). Одна держит в руках книгу Вячеслава Ивановича Иванова «Кормчие звезды» (1903 года издания) и с удивлением говорит другой:
— А я и не знала, что он так давно печатается…
— Кто?
— Ну, этот… как его… Коба…
(Библиотекарша «слегка» перепутала: Кома — домашнее прозвище Вяч. Вс., которое тоже почему-то знали очень многие).
Но это, само собой, не означает, что все работы Иванова — популяризаторские. Про лингвистику не мне судить, но вот, например, небольшая заметка Вяч. Вс. про стихотворение Хлебникова «Меня проносят на слоновых…» содержит стопроцентно убедительный ключ к этому загадочному тексту.