По поводу статьи «О плагиате по дружбе»
Опубликовано в журнале НЛО, номер 3, 2016
Я полностью согласна с Т.Г. Ястребцевой и ее аргументами, которые приведены в открытом письме, опубликованном в «НЛО». Это письмо было согласовано со мной.
Я, конечно, предполагала, что К.И. Кривошеина как-то должна ответить на письмо Т.Г. Ястребцевой, но ее ответ вызывает, мягко говоря, удивление. В ответе много утверждений, что называется, «от лукавого». Я, конечно, понимаю, что телефонный разговор это всего лишь слова одного оппонента и слова другого оппонента — слова против слов, то есть весь разговор недоказуем. Но раз уж я оказалась втянутой в эту «полемику», то считаю необходимым выразить свою точку зрения.
Телефонный разговор с К.И. после того, как она узнала о публикации письма, был довольно жестким и полным претензий ко мне. Начался он с того, что Кривошеина возмущенно меня спросила: «Вам что, деньги нужны? Сколько вы хотите?» День спустя она предлагала мне деньги через посредника. Я, конечно, отказалась, но до сих пор до конца не понимаю, за что мне были предложены эти деньги. На слова К.И. о том, что я должна радоваться выходу ее книги «Мать Мария (Скобцова). Святая наших дней», я ответила, что была бы рада, если бы на книге стояли две фамилии: Шустов и Кривошеина. Вот тогда бы не было вопросов и претензий. А она не только не включила его имя, как автора, но даже, упомянув его, годы жизни написала неправильно. Пара ссылок на него совершенно недостаточна при таком раскладе событий. Анатолий Николаевич работал над этой монографией несколько десятилетий, а Кривошеина за полтора года написала свою объемную книгу, использовав рукопись А.Н. «Дочь России» совершенно недопустимым образом. А.Н. Шустов начал работать над темой матери Марии задолго до знакомства с К.И. Кривошеиной. Он очень хорошо и плодотворно переписывался с Игорем Александровичем Кривошеиным, и это общение принесло положительные результаты, а вот творческое общение с К.И. вылилось в «Плагиат по дружбе».
В своем ответе Кривошеина упоминает В.Н. Грехно, с которым А.Н. Шустов также переписывался на протяжении многих лет (переписка находится в Отделе рукописей РНБ). Из писем можно узнать, что Анатолий Николаевич опекал и помогал Грехно не только советами, но и делился с ним материалами о матери Марии, а не наоборот.
Утверждение К.И. Кривошеиной о том, что она послала мне свою книгу в подарок, прозвучавшее в разговоре с ней, не соответствует действительности. Я эту книгу купила в интернет-магазине.
Что касается моих слов: «Это не я писала письмо в НЛО. Оно подписано не мной». Да, я сказала эти слова, но совершенно в другом контексте. Когда К.И. стала мне объяснять, какие цитаты и где она не выделила кавычками, я сказала, что, к сожалению, не имею физической возможности (очень плохое зрение) сравнивать этот материал, и отослала ее к Т.Г. Ястребцевой, которая ей ответит грамотно и профессионально.
Не хочу больше комментировать этот неприятный телефонный разговор. Я хочу восстановить справедливость — чтобы авторство А.Н. Шустова было признано.
19 мая 2016 г.