Опубликовано в журнале НЛО, номер 2, 2016
В этом тематическом блоке мы продолжаем разговор о судьбе гуманитарных наук и литературы в постинформационную, цифровую эпоху, начатый в 131-м номере «НЛО» эссе Михаила Эпштейна «Скрипторика. Введение в антропологию и персонологию письма» и предисловием Кэрил Эмерсон к англоязычному изданию его книги «Transformative Humanities: A Manifesto». Блок открывается также своего рода манифестом — статьей Михаила Эпштейна «О гуманитарном изобретательстве», в которой диагностируется кризис гуманитарных дисциплин, устанавливаются причины этого кризиса (отрыв от общего развития цивилизации, отсутствие созидательных практик) и предлагается план по его преодолению на путях изобретения собственных технологий в соответствующих областях гуманитарного знания, прежде всего — в литературоведении. Кроме традиционных теории, истории и критики, литературоведению, на взгляд Михаила Эпштейна, нужен четвертый раздел, обращенный не к прошлому (история), не к настоящему (критика), не к вечному (теория), а к будущему литературы (прогностика, эвристика, креаторика).
В обзоре Дмитрия Голынко-Вольфсона «Гуманитарное знание как (бес)полезное ископаемое (О производстве нового в гуманитарных науках)» дается панорама новейших тенденций и изменений в гуманитаристике, происходящих под воздействием философских и эстетических построений спекулятивного реализма, с одной стороны, и новаторских художественных практик в искусстве и литературе, с другой. В той мере, в какой современная гуманитаристика ставит под сомнение границы и параметры человеческого, биологического и медиального, основные ее тенденции, по мнению автора, можно охарактеризовать как «постмедиальные», «постбиологические» и «постгуманистические».
Завершает блок статья Михаила Куртова «О техническом незнании», в которой знание о человеке с античных времен и до наших дней переосмысляется как обусловленное отношением технической и религиозной мысли, или как надстройка над технотеологическим базисом. Всего выделяется четыре этапа эволюции этого базиса, или четыре технотеологические сборки (древнегреческая, христианская, просветительская и младогегельянская), и дается их краткое описание. Под углом этой метаантропологии переосмысляется проблематика письма/письменности/литературы и судьба гуманитарных наук.