Опубликовано в журнале НЛО, номер 2, 2008
В пятницу, 8 февраля 2008 года, был закрыт Европейский университет в Петербурге (в дальнейшем — ЕУ). Временное закрытие такого известного вуза вызвало множество откликов, привлекло внимание прессы и всего научного сообщества, но нам интересно отражение этих событий в низовой культуре. В последние недели февраля до многих ушей донеслись рассказы о том, что в разных местах города Петербурга видели раешное действо, изображающее закрытие университета. Рассказы эти были сбивчивы, тексты приводились малосвязные, а указания на место, где видели раек, разнились. Одни утверждали, что то было на Марсовом поле (обычном месте масленичных гуляний), другие указывали на Уткину заводь, площадь Сахарова, сквер на Глухой Зеленина и даже на стеклянную крышу Пассажа.
Мы по мере возможности фиксировали поступающие сведения, надеясь собрать материал об игровом фольклоре современного Петербурга, но вынуждены признать, что нас постигла неудача. Построить публикацию на слухах и устных рассказах не представляется возможным. Вдобавок никто не смог объяснить, кто играл это действо, каков был его смысл или хотя бы общее содержание.
Мы было попытались собрать рассказы зрителей, но, во-первых, все они отказались огласить свои имена, а во-вторых, рассказы их не сводятся в единую картину. М.Л. более всего запомнилось сожжение двадцати чучел высокопоставленных особ, С.А. утверждала, что в финале представления обнаженная девушка размахивала таитянским флагом, А.Н. полагает, что представление было вовсе кукольным, хотя Е.К. узнал в играющих многих добрых знакомых. Согласитесь, что составить непротиворечивую версию из рассказов таких фольклористов, к тому же желающих остаться анонимными, как сам фольклор, совершенно невозможно.
Спустя некоторое время, однако, отклики стали появляться в Интернете, причем приводился и текст, нимало не похожий на то, что описывалось ранее. За первой пьесой последовала вторая, а потом появилась и видеозапись, в удобопонятности уступающая даже пересказам.
Опираясь на этот, пусть вторичный материал, мы хотели подготовить научную публикацию текста “Райка о закрытии ЕУ”, сохранив варианты различных редакций, прокомментировав источники многих строк и прочее. Однако именно тут и возникло неодолимое препятствие: дав коллегам возможность ознакомиться с публикацией в рукописи, авторы получили шквал категорических возражений, общим в которых было только то, что взятый из Сети текст, по их мнению, совсем не такой, каким он был представлен на улицах (или крышах?) Петербурга. Самая жаркая дискуссия разгорелась вокруг “слов с картинками” — многие утверждали, что игрового фольклора без обсценной лексики не бывает и, затрудняясь привести непристойные фрагменты райка по памяти, требовали тут же присочинить их.
В конце концов авторы оставили попытки обстоятельно описать судьбу райка и, понимая, что во время Масленицы и Пурима безнадежно требовать от кого-либо серьезности и ответственности, решили ограничиться публикацией текстов, попавших в Интернет. Не было смысла приводить различные варианты записи представления, так как основное их отличие — в количестве орфографических и пунктуационных ошибок (что, впрочем, вообще характерно для интернетной культуры). Оставалось лишь дать публике удобочитаемый текст райка, чтобы она сама смогла составить представление о предмете. Именно это и сделали авторы.
Пока шла подготовка публикации, 24 марта Европейский университет был открыт, а в Сети появилась еще одна микропьеска — на этот раз уже об открытии университета. И в этом случае появлению печатного текста предшествовали маловероятные рассказы, но авторы не стали выяснять подробности, поскольку по окончании Пурима и с началом Великого поста наступил Навруз.
Ниже приводится сводный текст раешного действа “О закрывании ЕУ” и, в качестве приложений, две дополнительные концовки, представляющие собой самостоятельные произведения.
В завершение авторы хотели бы поблагодарить по традиции коллег, но, поскольку благодарить их совершенно не за что, мы благодарим всех, кто принял участие в судьбе Европейского университета, и надеемся, что они довольны результатом своего участия.
М.А. Котиков, Г.И. Воевич, Н.Н. Хамор