Опубликовано в журнале НЛО, номер 6, 2006
Мне представляется, что обмен мнениями по поводу печатаемых материалов, а также исправление обнаруженных в них ошибок является весьма достойным делом для такого журнала, как “НЛО”. Поэтому позволю себе сказать о нескольких местах в 80-м номере журнала, требующих, по моему мнению, некоторых уточнений.
Очень полезная статья Евгения Перемышлева о Льве Овалове и майоре Пронине содержит критику в адрес предшественников, причем один из пунктов таков: “…совсем неприлично называть героя майором ГПУ — в 1922 это году <так!> ведомство сменило имя и стало называться НКВД” (с. 222). Из официальной справки РИА “Новости” к Дню работников госбезопасности: “6 февраля 1922 года ВЦИК принял постановление об упразднении ВЧК и образовании Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД РСФСР. 2 ноября 1923 года Президиум ЦИК СССР создал Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР. 10 июля 1934 года органы государственной безопасности вошли в Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) СССР” (см. также раздел “История карательных органов” на сайте общества “Мемориал”: http://www.memo.ru/history/ NKVD/STRU/renames_0.htm#_VPID_82)1. Заодно отметим, что при рассуждении о статусе Ивана Николаевича Пронина следует помнить: его звание майора госбезопасности соответствовало званию генерал-майора Красной армии и, скажем, майор или даже капитан госбезопасности могли быть начальниками НКВД громадного региона (Красноярского края, например). Уже написав это, обнаружил, что еще в мае в своем “Живом журнале” о том же задумался Владимир Березин (http://berezin.livejournal.com/2006/05/17).
В статье Марины Загидуллиной (“Неодолимая сила”), — точнее, в главке о литературе, включавшейся в советские времена в школьную программу, — говорится о том, как появились в школьной программе Герцен, Чернышевский, Гончаров, Добролюбов и Чехов, потом — современные писатели (Горький, Фадеев, Шолохов, Николай Островский), а затем следует утверждение: “После присуждения Ленинской премии в 1962 году в школьные программы включен Твардовский. Пожалуй, на этом формирование школьного “обязательного списка” и закончилось” (с. 185).
Пожалуй, не закончилось. Я кончал школу в 1968 году, а моя жена — в 1969-м, и разница в школьном образовании между нами была принципиальна: у нее в обязательном списке было “Преступление и наказание”, а у меня не было. Вряд ли стоит говорить, что появление Достоевского среди образцовых писателей было важнейшим событием, повлекшим за собой самые разнообразные последствия, в статье даже не упомянутые.
И еще одно место, задержавшее мое внимание, нашлось в статье Вячеслава Курицына “Макароны — это вкусно” (вопреки названию — про футбол), где в самом начале, сразу после цитаты из Слотердайка, говорится: “…отечественные любители вспомнят… Сергея Щербакова, полузащитника, ставшего пожизненным инвалидом после столкновения спиной с другим полузащитником…” (с. 258). Привожу два фрагмента с сайта “Сборная России”: “Щербаков Сергей Геннадиевич. Нападающий. Мастер спорта. Родился 15 августа 1971 г. в г. Донецке… Как он играл! Даже до окаянного Лиссабона, в котором на полуночном шоссе Авенида да Либертаде не смогли разъехаться два автомобиля, а в темно-синем “Рено” был Щербаков”.
Как правило, в таких случаях принято говорить: “Какая разница, полузащитник или нападающий!” Но все-таки автомобильная катастрофа и столкновение на поле, да еще такое фантастическое — спинами, — разница, и довольно большая.
Н.А. Богомолов
СОЧИНЕНИЕ, КОТОРОГО НЕ БЫЛО
Со смешанными чувствами я прочитал публикацию в Вашем журнале документов, связанных с попыткой самоубийства Михаила Зощенко (НЛО. № 80. С. 172—183). Особенно поразила фраза в предисловии: “Без доступа к сочинению Зощенко, которое не сохранилось в архивах, трудно сказать, что именно произошло”.
Дело в том, что сочинение Зощенко было обнаружено и опубликовано мной более года назад в журнале “Русская литература” (2005. № 2. С. 203—207). На сегодняшний день это самая ранняя из известных рукописей писателя. Удивление мое усиливалось еще и тем, что сочинение хранится именно в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга, документы из которого г-жа Келли изучала. Однако исследователь опирается исключительно на документы фонда № 17 (Санкт-Петербургская 8-я гимназия), тогда как фонд попечителя СанктПетербургского учебного округа (№ 139), очевидно, ею изучен не был. Но именно в фонде попечителя хранится и сочинение Зощенко, и оригинал докладной записки директора гимназии (значительная часть этого документа также была мной опубликована), и еще ряд документов, связанных с попыткой самоубийства будущего писателя. Попутно отмечу, что некоторые сведения, вероятно, можно было бы обнаружить среди документов Министерства народного просвещения, однако в данный момент они недоступны в связи с переездом РГИА.
Не могут не вызывать удивления те источники, к которым прибегает публикатор при комментировании. Например, указывается, что “Хронологическая канва жизни и творчества М.М. Зощенкo” “опубликована в посмертно вышедшем сборнике: Томашевский Ю.В. “Литература — производство опасное…”: М. Зощенко: жизнь, творчество, судьба. М.: Индрик, 2004”, тогда как впервые она была опубликована еще в 1994 году в книге: Лицо и маска Михаила Зощенко / Сост. и публ. Ю. Томашевского. М.: Олимп-ППП, 1994. С. 340—365. В другом комментарии автор делает ссылку на сайт, в то время как вся информация на указанных страницах Интернет-ресурса взята из авторитетнейшего краеведческого издания (Никитенко Г.Ю., Соболь В.Д. Василеостровский район. Энциклопедия улиц Санкт-Петербурга. 2-е изд. СПб.: “Белое и черное”, 2002). Обратившись непосредственно к этой книге, можно узнать еще три адреса семьи Зощенко на Васильевском острове. А если бы публикатор более детально изучил все тот же фонд Восьмой гимназии в архиве, то смог бы выяснить, что ученик выпускного класса Михаил Зощенко жил на Петроградской стороне (ЦГИА СПб. Ф. 17. Оп. 2. Ед. хр. 594. Л. 14 об.).
Евг. Евдокимов
Я очень хорошо понимаю огорчение Евгения Евдокимова, с которым можно сравнить только мое собственное огорчение по поводу случившегося. Причины неупоминания публикации господина Евдокимова в подготовленной мной работе чисто механические: хотя Оксфордская библиотека (в числе всего пяти британских) выписывает журнал “Русская литература”, номер, в котором было опубликовано “Сочинение Зощенко”, был (судя по записям библиотеки) передан в наш читальный зал не раньше начала августа 2005 года, тогда как я осуществляла основную подготовку своих материалов к печати, включая подробные разыскания материалов о Зощенко в литературных журналах, ранним летом 2005 года. (“Попытка самоубийства Михаила Зощенко” появилась в “НЛО” с довольно большой задержкой, — очевидно, в связи с необходимостью отметить в 75-м и 77-м номерах журнала потерю таких исключительных для российской науки фигур, как А.П. Чудаков, Е.А. Старостин, Е.М. Мелетинский, В.Н. Топоров, М.Л. Гаспаров). В июле 2006 года, когда публикация готовилась к печати, я находилась в ирландской деревне и могла пользоваться только информацией, выложенной в Интернете, где содержание “Русской литературы” за 2005—2006 годы (в отличие от большинства других академических журналов — и российских, и других стран) не представлено2.
Надо сказать к тому же, что наши — моя и господина Евдокимова — публикации удачно дополняют друг друга, так как он собирал материалы главным образом в фонде Санкт-Петербургского учебного округа, а я — в фонде самой 8-й гимназии, откуда я привела материалы (например, из дел 297, 401, 403, 406, 407, 421 и 431), не упомянутые господином Евдокимовым. К тому же в своих комментариях господин Евдокимов сосредоточивается на значении попытки самоубийства в личной биографии Зощенко, в то время как моя работа представляет собой “случай из практики” в истории образования и демонстрирует в первую очередь реакцию школьной администрации на этот эпизод и то, как директор и его коллеги оправдывались перед своим министерским начальством.
Я тоже считаю, что после долгожданного открытия РГИА могут найтись новые документы, связанные с “делом Зощенко” — в первую очередь, вероятно, в фонде Врачебно-санитарной части Министерства народного просвещения, куда были отправлены докладные записки директора гимназии и школьного врача, приведенные в моей публикации.
В любом случае выпускное сочинение Зощенко — настоящее открытие. Этот текст очень важен не только потому, что свидетельствует о состоянии глубокого стресса, в котором находился Зощенко во время экзаменов на аттестат зрелости (как убедительно показывает сам господин Евдокимов), но еще и потому, что представляет собой опыт “принужденной автопародии”, изобилует примерами алогичности и семантической беспомощности, а также стилистическими приемами (например, эхолалии и тавтологии), встречающимися в работе зрелого Зощенко-художника. Чего стоит одно предложение — “Берут все, где только можно, с той только разницей, что одни берут более красиво, закрываясь тем или иным обстоятельством; многие берут открыто”.
Катриона Келли Оксфорд, 27 октября 2006 года
От редакции. Действительно, материал, подготовленный Катрионой Келли, рецензировался, был принят к публикации и готовился к печати в начале лета 2005 года, когда ни автор, ни редакторы, ни рецензенты еще не имели возможности ознакомиться с публикацией Евг. Евдокимова. В дальнейшем в силу обстоятельств, справедливо отмеченных в письме К. Келли, нам пришлось перенести публикацию этих интереснейших текстов на несколько номеров; по техническим причинам мы не могли внести сведения о публикации Евг. Евдокимова (с которой впоследствии ознакомились) в работу, уже сверстанную и подготовленную к печати в июне 2005 года. Приносим г-ну Евдокимову и г-же Келли извинения за это упущение.
__________________________________________
1) Персональные воинские звания были введены в НКВД в 1935 г. При этом звание майора (один ромб в петлице) соответствовало армейскому комдиву (в 1943 г. при переаттестации майорам НКВД, как правило, давали звание полковника). Е. Перемышлев, допустив неточность в фактологии, прав в том смысле, что “майора ГПУ” существовать не могло. — Примеч. ред.
2) Ни одна из поисковых систем Интернета упоминаний о публикации Е. Евдокимова до середины декабря 2006 года не регистрировала. — Примеч. ред.