Опубликовано в журнале НЛО, номер 2, 2006
В тексте, зачитанном при открытии конференции “Фактура и фрактура — нарушенное присутствие эстетического в авангарде и позднем авангарде” в Берлине, описывалось совершенное в 1913 году в Москве нападение русского иконописца Абрама Балашова на картину Ильи Репина “Иоанн Грозный и сын его Иван” (1884). В числе прочего было сказано, что Балашов был введен в заблуждение гиперреализмом Репина. Фактически он “нанес удары Ивану Грозному именно в те места, куда, как это представляет картина Репина, сам Иван нанес удары своему сыну”2. Нападение Абрама Балашова можно проинтерпретировать как нравственно направленное действие против реалистично написанного и воспринятого “как реальный” образа Грозного. Вероятно, действие можно охарактеризовать как “замещающую агрессию”, как реакцию на действительность, которая изображается в данном произведении искусства.
С этим можно было бы сравнить, к примеру, разрушение памятников поверженных властителей — демонтаж статуи Саддама Хусейна в Багдаде, сопровождаемый танцем жителей на обломках скульптуры, снос монументов, представляющих власть, после падения железного занавеса в странах бывшего социализма, прокалывание кукол в культе Вуду. Символический объект, которым можно распоряжаться, уничтожается, замещая собой тот или иной дух, идею, личность.
22 сентября 2004 года, через день после открытия выставки “Коллекция Фридриха Христиана Флика” в Берлинском музее современного искусства “Hamburger Bahnhof”, около 20.05 два смотрителя заметили бушующую женщину. “Берлинская газета” от 24 сентября сообщает, что она бросалась на инсталляцию “Office Baroque” американского художника Гордона Матта-Кларка (1943—1978). Инсталляция состояла из листов гипса, вырезанных Гордоном Матта-Кларком в 1977 году из чердачного помещения и крыши дома в Амстердаме. На картине были видны оставшиеся негативы этих вырезок.
В газетном сообщении приводятся цитаты из свидетельств очевидцев, согласно которым Соня Х., перепрыгнув через ограждения, упала на инсталляцию. Затем, как сообщается в газете, она стала нападать с частями разрушенной инсталляции на присутствующих посетителей, пребывая в невменяемом состоянии. Соню Х. смогли остановить только после того, как она напала еще и на вторую инсталляцию этого художника. Смотрители поначалу не вмешивались, так как не были уверены, не являются ли ее действия художественной акцией (несколькими днями ранее состоялась акция, в рамках которой мужчина брил свое тело перед посетителями музея).
Почему Соня Х. наметила целью своего акробатического акта разрушения инсталляцию Гордона Матта-Кларка, не сообщается. Играли ли некую роль для нее сущность или какое-либо свойство этого произведения, наметила ли она инсталляцию заранее, чтобы напасть на работу этого художника, реагировала ли она стихийно или целенаправленно на “Office Baroque”, — остается неясным. Обнаружился лишь конкретный контекст, факт, что “Office Baroque” принадлежит Фридриху Кристиану Флику3.
Соня Х., которая набросилась на инсталляцию Гордона Матта-Кларка в день, число которого случайно совпало с числом открывшейся через месяц конференции в Берлине, согласно газетному сообщению воскликнула: “Теперь, Флик, я могу тебя простить!”
Юлия Ханзен-Лёве, Рокко Пагел (Берлин)
__________________________________________________________
2) Ингольд Ф.Ф. Большой перелом. Россия в эпохальном 1913 году. Культура, общество, политика. Мюнхен, 2000. С. 144 —146.
3) Известно, что против открытия выставки коллекции Флика, собранной внуком нацистского преступника Фридриха Флика-старшего, активно протестовали организации жертв Холокоста, однако полиция утверждает, что здесь речь идет скорее о хулиганстве, чем о политической акции.