Опубликовано в журнале НЛО, номер 2, 2006
Прозаик Сергей Кузнецов (р. 1966) — автор, в современной культурной ситуации оказавшийся “слепым пятном” литературной критики. Его произведения популярны (четыре из пяти написанных Кузнецовым романов уже выдержали два издания)1, выходят в одном из самых крупных и коммерчески успешных издательств современной России — “ЭКСМО”. Тем не менее статей о его сочинениях крайне мало — видимо, потому, что критики не видят в них особой проблемы, воспринимая Кузнецова просто как модного беллетриста.
Мы полагаем, что это игнорирование само по себе симптоматично: в данном случае “слепым пятном” является не только творчество конкретного автора, но и круг разрабатываемых им тем. Условно художественный метод Кузнецова можно назвать микросоциологическим анализом современности. Герои Кузнецова теоретизируют по поводу новейшего кино, компьютерных технологий и Интернета, меняющегося отношения к сексу, либеральных ценностей, генетических экспериментов и многого другого, что в совокупности может быть названо словарем основных понятий современной эпохи. Само вхождение в жизнь новых “практик повседневности” — интеллектуальных, эмоциональных, сексуальных — и составляет основной сюжет всех романов Кузнецова. Этот процесс становится предметом анализа не только в беллетристике, но и в журналистской работе Кузнецова — в частности, в книге по истории русского Интернета “Ощупывая слона” (М.: НЛО, 2004). В литературах стран Запада грань между беллетристическим и аналитическим описанием меняющихся структур повседневности легко проницаема; в современной России анализ таких структур не воспринимается интеллектуальным сообществом как актуальная художественная задача. Критики готовы обсуждать лишь творчество авторов, которые разрабатывают “психологическую” нишу или предлагают макросоциологические и политические метафоры для описания современной ситуации.
На наш взгляд, обсуждение того, как поп-беллетристика решает нетривиальные интеллектуальные задачи, позволяет обновить язык и концептуальный аппарат литературной критики — что и демонстрируют статьи Андрея Урицкого и Александра Чанцева.
Дискуссия о романах Сергея Кузнецова — это развитие одной из магистральных, с нашей точки зрения, линий в рефлексии современной культурной ситуации. В 73-м номере нашего журнала уже шла речь о том, как новая российская драматургия 2000-х отображает и осмысляет сдвиги в повседневных практиках потребления и в социальном поведении человека — как в публичной, так и в приватной сфере. Новое понимание телесности и границ интимного, интерес к “микроскопическим” вторжениям в жизнь человека политических и экономических перемен, к влияниям глобализации и массмедиа — вот то, что роднит прозу Кузнецова с произведениями “новой драмы” — пьесами В. и О. Пресняковых, Вяч. и М. Дурненковых, М. Курочкина и других.
И.К.
_______________________________________________________________
1) В интернет-магазине на сайте www.ozon.ru роман Кузнецова “Гроб хрустальный” оценен высшим баллом – “пять звездочек” (из пяти), роман “Шкурка бабочки” — “четыре звездочки”. В других интернет-магазинах высшими баллами оценены и другие книги Кузнецова. Один из его романов – “Нет” (также выдержавший два издания) — написан в соавторстве с Линор Горалик.