VIII Фулбрайтовская гуманитарная летняя школа «Америка воображаемая и виртуальная». Тверская область, 20-26 июня 2005 г
Опубликовано в журнале НЛО, номер 5, 2005
В подготовке и проведении VIII Фулбрайтовской гуманитарной летней школы, которая состоялась в санатории «Верхневолжский», принимали участие Программа Фулбрайта в России, а также Московский и Тверской государственные университеты. Она была посвящена образам современного информационного общества и их влиянию на социальную и культурную сферу. Само название летней школы — «Америка воображаемая и виртуальная» — задает широкий круг возможных вопросов и дискуссий, связанных со становлением нового типа образности. Ключевой для всей школы стала проблема виртуальности в разных смыслах этого слова.
Проблемы теоретического описания современности раскрывались на американском материале, что вполне объяснимо — ведь именно Америка предстает тем полем формирования представлений о глобализированном мире, где задаются новые виды взаимодействия, обусловленные современными технология-ми. Америка, по мнению многих теоретиков (Ж. Бодрийяра, Ж. Делёза и др.), порождает такие формы социальной и культурной организации, которые позволяют сказать, что сфера виртуального сегодня определяет любое коммуникативное пространство.
Виртуальное, о котором идет речь, связано со сферой гиперпространства, но также является формой социальной организации, условием создания литературного текста и построения идеологии в современном мире, что и заставляет нас задуматься о теоретических возможностях самого языка описания этих процессов. Можем ли мы говорить о традиционном литературном повествовании, когда текст в силу своей организации включен в пространство гипертекста, существующего в порядке общего информационного производства? Правомерным ли будет противопоставление культурного и природного, когда сами наши представления о природе находятся в сфере потребления образов природы, тиражируемых, наделяемых некоторой эстетической ценностью, связанных с нашим пониманием прекрасного и дикого? Эти вопросы были подняты во время лекций и обсуждений на Летней школе. Четыре блока семинаров, посвященных, на первый взгляд, совершенно разным проблемам, были объединены общим полем дискуссии вокруг темы виртуального и единой целью участников найти адекватный теоретический язык для описания изменений, которые в условиях современной виртуализации общества нуждаются в переосмыслении и концептуализации.
Общая теоретическая рамка Летней школы была задана профессором Кэтрин Хейлз (Университет Калифорнии, Лос-Анджелес), которая выступила с курсом «Виртуальное и воображаемое: общества в современном мире». В лекциях были затронуты проблемы специфического понимания контроля и места субъекта в условиях новых медиатехнологий. В итоге ключевыми стали темы биополитики и войны, по-новому осмысляемые в разговоре о современности. Немного непривычный для русского слушателя синтез естественно-научных и философских методов оказался весьма интересным и продуктивным для описания нынешнего состояния общества. Подробно разбирая открытия и нововведения в области коммуникативных систем и способах информационного производства, К. Хейлз наметила теоретические ходы, которые дают возможность зафиксировать изменения в нашем способе существования, зависящие от новых форм коммуникации. Опираясь на тексты Ж. Делёза, М. Фуко и американской исследовательницы Ж. Бианко, К. Хейлз отметила, что в нынешнем обществе субъект власти, наблюдения и контроля сменяется скорее контролем самой информации через нашу включенность в коммуникативные процессы. Такой контроль не предполагает дисциплинарного пространства наказания и управления, он существует как поле, в котором мы находимся в зависимости от образов, а не субъекта власти. Говорить о субъект-объектных отношениях уже не приходится, так как меняется сама форма субъективности. В условиях тотального производства образов субъект как носитель индивидуальности растворяется в общем пространстве коммуникации. Субъективность сменяется возможностью воспроизводства множества виртуальных копий, но копии эти уже не отсылают ни к какому оригиналу, существуя вне оппозиции подлинного — искусственно сделанного.
Обозначенная проблема очень важна при определении иного понимания виртуальности, так как именно образ выступает той зоной реального, из которого и выходят формы социальности (понимаемой скорее как коммуникация, нежели как гражданская организация). Война в современном мире — это еще и траслируемые по всему миру образы войны. Современные телекоммуникационные технологии дают возможность следить за военными действиями в реальном времени — сидя дома перед телевизором или получая информацию из Интернета. Война скорее становится общим информационным пространством, а не полем стратегий и тактик. Реальность как сфера материального заменяется виртуальными образами и возможностями современных технологий.
Медиа организуют пространства нашей жизни, становясь в определенном смысле нашей «средой обитания». Мы можем говорить о нашей включенности в сферу медиа так же, как раньше могли бы рассуждать о единстве человека и природы. Прочитанный профессором Т. Грегори Гарви (Университет штата Нью-Йорк, Брокпорт) курс «Виртуальная первозданность: “Уолден” Г.Д. Торо» демонстрирует актуальность этой книги, изданной в 1854 году и фактически положившей начало экологическому мышлению: осмыслению единства человека и среды его обитания. В настоящее время медиа не только являются набором технологических разработок и способом получения информации, но выступают средством своеобразного экосинтеза. Образность, которую создал Г.Д. Торо, вдохновленный окружающей его природой, может быть осмыслена как исток особого понимания среды, включенности в нее, слияния с ней. В основе поэтических образа леса и описания жизни человека на озере лежат философские размышления о противопоставлении социального и естественного порядка. Естественное становится проблемой в том смысле, что наши представления о первозданном и диком начинают оформляться как культурно и социально заданные, когда возникает потребность отделения природы от социума. С момента возникновения экологического движения природа становится еще одним пространством контроля и нормализации всего дикого, неуправляемого и нечеловеческого. Таким образом, происходит очеловечивание при-роды в самой форме ее охраны и защиты. Говоря о технологиях природы, профессор Т.Г. Гарви справедливо ссылался на Киотский протокол (1997) касательно глобального изменения климата, регламентирующий отношение человека к природным ресурсам. Природное становится сферой социально управляемого. Образы природы уже не являются образами естественного, но существуют как формы освоенного человеком. Здесь можно провести параллель между поэтическими образами естественного Г.Д. Торо и уже описанными выше виртуальными медиаобразами.
Еще один курс был прочитан профессором Марком Шенетье (Парижский университет) — «Литература, кино, воображение: проза Роберта Кувера». Здесь литературный образ рассматривался не только в структуре повествования, но и в общем пространстве воображаемого. Разбирая рассказы Р. Кувера, профессор Шенетье показал, что литературный образ возникает не только на основе повествовательных конвенций, но также из общего поля представлений, заданных в первую очередь нашими навыками визуального восприятия образа. Мы живем в эпоху тотального распространения медийных образов, определяющих наше восприятие, и кинематограф играет не последнюю роль в этих процессах. Говоря о кинематографичности текстов Р. Кувера, М. Шенетье отметил, что визуальность, подвижность, ускользание заключены в самой форме его произведений. Произведения Р. Кувера не имеют в своем основании сюжетной линии, детально прописанные ситуации, отмеченные множеством повторов, приближают нас к визуальному образу, в котором представлено множество планов, значимых и незначимых подробностей, ускользающих от разглядывания. Сюжет не важен, важно движение по тексту, имитирующее движение взгляда или объектива кинокамеры. «Медийность» текстов Р. Кувера, по мнению профессора Шенетье, заключена уже в самой форме повествования, которая меняет местами важное и незначительное, предполагая множество ассоциативных линий, рождающихся по принципу гиперссылки в интернет-текстах. Сам текст являет собой пространство виртуальных образов, возникающих не столько в рамках повествования, сколько в нашем воображении, в наших навыках восприятия образа.
Кинематограф как сфера производства образов, задающих наше восприятие, был рассмотрен доцентом Я. Левченко (Европейский университет в Санкт-Петербурге) в курсе «Большая голливудская история». Я. Левченко, разбирая такие фильмы, как «Гладиатор» (реж. Р. Скотт, 2000), «Враг у ворот» (реж. Ж.-Ж. Анно, 2000), «В июне 41-го» (реж. М. Пташук, 2004), «Царство небесное» (реж. Р. Скотт, 2005), стремился выделить образы, которые отвечают за наши представления об истории. В теоретической части курса Я. Левченко сосредоточился на проблеме формирования идеологии в условиях современных процессов медиализации. Опираясь на теории идеологии (К. Мангейм, С. Жижек и др.), Я. Левченко продемонстрировал, каким образом формируются представления об истории и государственности в эпоху информационных технологий. Сфера идеологии оказывается так же виртуализована и подчинена тиражируемым образам, как и любая другая сфера человеческой жизни. В ходе дискуссий участники школы пытались выделить неявные идеологические составляющие, которые укоренены в современной социальной организации западных обществ и вплетены в массовый кинотекст как отображение вроде бы «естественного» положения дел. Курс Я. Левченко был отмечен неожиданными теоретическими сближениями; важность поставленной в нем проблемы востребованности истории как сюжета для массовой культуры нельзя недооценивать.
Летняя школа была интересна многообразием тем и новых возможностей разговора о весьма сложных процессах, происходящих в современном мире, равно на «западе» и «востоке» — в Америке, Европе и России, а также живой дискуссионной атмосферой, интенсивностью общения, преодолением языковой и метаязыковой чужести. Нельзя не отметить и плодотворности «выдвижения» Школы из Москвы: российско-американское академическое начинание способствует таким образом развитию межвузовского сотрудничества — в контексте инновационных, остро современных проектов. Важный вклад в проведение Школы внесла кафедра теории литературы Тверского государственного университета в лице доцента Ю. Доманского. И, конечно, нельзя не отметить во всем этом огромную роль постоянного организатора всех Фулбрайтовских гуманитарных летних школ профессора Т.Д. Венедиктовой (Московский государственный университет).
Елена Заяц