Дмитрий Кузьмин
Опубликовано в журнале НЛО, номер 2, 2001
Данила Давыдов
ПОСТСКРИПТУМ = ПРОЛОГ
Всякий разговор о «Вавилоне» — это прежде всего разговор о литературном поколении. И то, что поколенческая проблематика удерживается «Вавилоном» в поле внимания литературной общественности, — некая отдельная заслуга и миссия. Но что такое «поколение», можно понимать по-разному. История и текущая практика «Вавилона» дают, среди прочего, и основания для полемики. Когда в свое время «Вавилон» сгоряча объявили содружеством авторов не старше 25 лет, а потом ключевые фигуры «Вавилона» стали одна за другой выходить из этого возраста (что отразилось в структуре одноименного альманаха появлением рубрики «Родом из Вавилона», первоначально даже — «Прощание с Вавилоном», с более трагическими коннотациями), — это, конечно, было неразличение поколения «биологического» и литературного. С другой стороны, за десять лет появились новые люди, сформировавшиеся, в отличие от «старших вавилонян», уже в постсоветском культурном пространстве, и отсюда возникает желание разделить поколение на «микропоколения», в рамках которых возможно обнаружить более определенное сходство авторов. Подобную операцию проделал Олег Дарк в статье «Поколение земноводных», утверждающей особую общность, существующую между 27-летними прозаиками, на основании изящных, но, в общем, вполне произвольных сопоставлений. Своеобразной реакцией на работу Дарка стало появление в Интернете проекта Федора Францева «Новая генерация» 10, декларирующего наблюдение за следующим «микропоколением» (20-22-летние авторы).
Такое дальнейшее дробление вряд ли может найти опору в индивидуальных поэтиках авторов. Напротив, «вертикальные» связи внутри «Вавилона» и «вавилонского» поколения дают почву для любопытных сопоставлений и обобщений, и эволюция «старших» и «младших» «вавилонян» (подчас не без оглядки друг на друга) позволяет подчас говорить о групповых и направленческих тенденциях, потенциально важных для актуального литературного процесса («неосентиментализм» Дмитрия Воденников, Александра Анашевича и Дмитрия Соколова, «неоконкретизм» Николая Винника, Филиппа Минлоса и Дмитрия Черного).
Литературная жизнь и литературный быт второй половины 1990-х обустраиваются при равноправном (и весьма активном) участии молодых авторов (по большей части связанных с «Вавилоном»). Это перестало быть экзотикой, это — норма (впервые, может быть, с 1920-х гг.). Так что речь не о резервации для молодых (как это отчасти было десять лет назад), а о способе наилучшим образом понять специфику историко-культурного момента. Именно этим интересом я руководствовался, работая над вторым и третьим выпусками альманаха «Окрестности», также позиционированного как издание младшего литературного поколения, но «вавилонский» проект в этом смысле представляется наиболее многосторонним и последовательным (и связанным с наибольшим количеством ярких имен в молодой литературе).