Опубликовано в журнале Новый Журнал, номер 280, 2015
Жизнь и призвание доктора И. И. Манухина. – М.: Русский путь, 2015, 552 с.
Впервые выдержки из воспоминаний Ивана Ивановича Манухина были
опубликованы в «Новом Журнале» более полувека назад, в
Действительно, личность Ивана Ивановича Манухина (1882–1958) всегда привлекала как современников, так и историков медицинской науки. Один из основоположников метода лечения радиобиологией, в 1913 году он отправился к Горькому, жившему на Капри. Лечение слабыми дозами рентгена сотворило чудо с больным туберкулезом писателем.
Ученик Сергея Боткина и самого Ильи Мечникова, Иван Иванович был, конечно, одним из самых выдающихся иммунологов своего времени. К примеру, именно он изобрел сыворотку против сыпняка. Однако у него был еще один талант – талант гуманиста, человека, который просто не мог спокойно жить, если кто-то ждал его помощи. Именно так случилось в 1917 году, когда Манухин по заданию Временного правительства стал врачом Трубецкого бастиона в Петропавловской крепости, где содержались Великие князья и царские сановники. Здесь в полную силу проявился его характер борца за правду и справедливость. В условиях нарастающей анархии и полной солдатской вольницы он сумел спасти от неминуемой гибели целый ряд людей, стоявших у самого подножия трона.
После Октября, оставаясь в должности врача при Петропавловской крепости
уже во времена большевиков, Манухин продолжил свою работу; он помог выбраться
из застенков нескольким руководителям Временного правительства. Впоследствии, в
Зинаида Гиппиус, хорошо знавшая Манухина и особенно сдружившаяся с ним во
времена голодного и ледяного Петрограда 1918–1919 гг., находила в Иване
Ивановиче «…типичные черты русского интеллигента: крайняя прямота, стойкость
и непримиримость, выражались у него не словесно, а именно действенно… Он
вечно бегал, кому-то помогал, кого-то спасал». Во Франции Манухин продолжал
врачебную и исследовательскую деятельность и дожил до
Его воспоминания выходили на страницах «Нового Журнала», однако на родине этого удивительного человека забыли. Положение изменилось после перестройки, когда усилиями известного историка науки Татьяны Ульянкиной вышло несколько статей, посвященных ученому. Одну из них, напечатанную в журнале «Вопросы истории естествознания и техники», прочел внучатый племянник Манухина Алексей Говядинов.
С тех пор началась его упорная работа по собиранию материалов о своем великом родственнике. Он нашел ряд архивных документов в Америке, в Бахметевском архиве, разыскал родных великого врача и нашел в их личных архивах ряд писем Манухина; неутомимо искал и обнаружил душеприказчиков Манухина и его жены, прекрасной писательницы Татьяны Манухиной. Результатом всей этой работы и стала книга «Жизнь и призвание доктора И. И. Манухина».
Перед читателем проходит широкая панорама жизни ученого – от детских лет в тихом тверском городе Кашине до жизни в эмиграции и яростных попыток убедить западных коллег признать его метод лечения туберкулеза.
Однако в книгу вошли не только воспоминания. Составители включили целую мозаику писем Манухина и свидетельств о нем из различных архивов, а также из опубликованных ранее материалов. Среди них – записки английской пациентки доктора писательницы Кэтрин Мэнсфилд и полемика в научных изданиях о достоинствах открытий русского ученого.
Также в книге приведены цитаты из различных писем и статей Горького, касающиеся Ивана Манухина, его доктора и друга. Так и в самих воспоминаниях врача, написанных очень яркой и точной прозой, образу «буревестника революции» уделено особое внимание. Прежде всего Манухин отмечает какую-то немыслимую доброту писателя: «Чувствительность его (Горького. – В. Л.) была не только проявлением хрупкой нервной организации, свойственной впечатлительным натурам, но и отзвуком сердечной доброты. Он жалел людей, когда видел их ▒тяжелое положение’, а жалея, помогал, но помогал своеобразно, – выходило у него так, что это вовсе не доброе дело он делает, а что-то ему самому удивительно интересное.»
Особенно мощно выписаны Манухиным сцены революционного Петрограда и самосжигающая борьба доктора за жизнь его подопечных, содержавшихся в Петропавловской крепости. Он буквально вырывал заключенных из рук озверевшей солдатни.
Пример жизни доктора И. И. Манухина будет полезен не только историкам медицины, но и всем, кого интересует история России, особенно в ее страшные пореволюционные годы прошлого века.