Опубликовано в журнале Новый Журнал, номер 259, 2010
Интервью Престолонаследника Сербии и Югославии
Александра II Карагеоргиевича
История дружбы русского и сербского народов уходит корнями в средневековье, в эпоху домонгольской Руси и дотурецкой Сербии. В XVII–XIX веках эта дружба закрепляется осознанием Россией своей миссии по спасению православных народов от турецкого ига; в 1914 году Россия и Сербия вновь оказались союзниками, а в начале 1920-х гг. Королевство СХС/Югославия спасло десятки тысяч русских беженцев, вынужденных покинуть пределы своего отечества. 600-летняя дружба между двумя народами не прерывалась никогда и, хочется верить, ничто не омрачит эти отношения в будущем.
На вопросы НЖ любезно согласился ответить Кронпринц Югославии, Его Королевское Высочество Престолонаследник Александр II Карагеоргиевич.
Королевская Семья пережила в ХХ веке многое. После убийства Александра I Карагеоргиевича в 1934 году на престол взошел Петр II Карагеоргиевич (при князе-регенте Павле Карагеоргиевиче). В марте 1941 Петр взял правление в свои руки, однако через несколько недель Гитлер захватил Югославию. Королевская Семья оказалась в эмиграции в Греции, затем – в Англии и Франции. Родившийся 17 июля 1945 года Престолонаследник Александр II (в день его рождения дом, где он должен был появиться на свет, был объявлен территорией Югославии) долгие годы жил в изгнании. Он учился в Швейцарии, Шотландии, Англии, США. Вместе с Семьей Престолонаследник Сербии и Югославии Александр II Карагеоргиевич поселился в Белграде в 2001 году. Он активно занимается общественной и благотворительной деятельностью.
– Ваше Королевское Высочество, мы знаем, что Королевская Семья имеет давние дружеские отношения с Российским Императорским Домом. ХХ век еще теснее связал обе Венценосные Семьи. Ваш дед, Король Александр I Карагеоргиевич, был крестником Императора Александра III и названым сыном Императора Николая II; он учился в Училище правоведения и в Пажеском корпусе в Санкт-Петербурге. После Октябрьского переворота 1917 года и Гражданской войны Александр I Карагеоргиевич открыл перед русскими беженцами двери своей страны – только что образованного Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев. До 40 тысяч русских эмигрантов разместились в Королевстве. Под защитой и личным покровительством Александра I и членов Семьи находились специальные организации по делам русских беженцев – Державная комиссия и Комитет русской культуры, профессиональные, научные и творческие объединения эмигрантов. В Сремских Карловцах, на территории, находившейся под юрисдикцией Сербской Православной Церкви, была создана Русская Православная Церковь за границей во главе с митрополитом Антонием (Храповицким). Александр I лично способствовал устроению храма Св. Троицы в Белграде, ставшего местом хранения воинских святынь полков Императорской, Добровольческой и Русской армий. Здесь, по велению Короля, были захоронены останки последнего Главнокомандующего Русской армией барона П. Н. Врангеля. Убийство Александра I Карагеоргиевича в 1934 году было воспринято всеми русскими эмигрантами как личная трагедия. В 1936 году в Харбине была возведена часовня-памятник двум Венценосным мученикам: Императору Николаю II и КоролюЮгославии Александру I. Как сегодня складываются отношения?
– Между нами всегда были хорошие и сердечные отношения, независимо от того факта, были ли мы связаны друг с другом. Дружба и поддержка, которые Дом Романовых оказывал Нашему Королевскому Дому в прошлом, и взаимные чувства благодарности и близости, есть не только факт истории, но и чувства, которые и сейчас теплы и дороги нашим сердцам. К сожалению, мы нечасто встречаемся. Мы распределяем и организовываем наши жизни согласно тому, что диктует нам наш долг и положение. Как правило, поводом для таких встреч становится какое-нибудь важное международное событие, которое дает возможность увидеть друг друга на короткий период времени. Последним таким событием, когда я встретился с Великой княгиней Марией Владимировной, были похороны Патриарха Алексия II в Москве.
– Королевская Семья без сомнений распахнула двери страны перед русскими беженцами и защищала их перед лицом коммунистической угрозы до последнего дня правления. Однако членам Семьи самим пришлось пережить горечь изгнания и эмиграцию. Вы были в изгнании почти полвека – не могли бы Вы рассказать, как прошли эти годы?
– Есть нечто, что в эмиграции знакомо каждой семье и объединяет людей: глубокое горе, чувство униженности, состояние насильственной оторванности от своего мира, от корней, состояние потерянности и зажатости между мирами и между разными временными зонами. Вы осознаете, что от Вашей личности оторвана огромная часть. Между тем, кем вы были, кто вы есть и кем вы будете или можете стать лежит бездонная пропасть, и ничто не разрушит эту пропасть между прошлым, настоящим и будущим. И тем не менее, где-то глубоко внутри себя вы знаете, что ваши предки были на той же глубине и они поднялись, они выжили и победили, потому что связь, которая соединяет нацию и ее Династию – это естественная, вечная и неразрывная связь. Я всегда буду благодарен тем странам, правительствам и людям, которые дали нам убежище и обеспечили домом, но со своим народом я связан навеки! Необычно ощущение этой связи: вы должны научиться, как чувствовать и действовать внутри своего народа, нации, а они должны понять, что вы проводите большую часть своей жизни в компании других людей, в другом окружении; и что это занимает время – научиться любить не только то хорошее, что есть в тебе и в твоем народе, но также научиться понимать и относиться толерантно к промахам и недопониманию! Потому что именно это и означает – любить!
– Когда члены Семьи вернулись на родину? Как встретил их сербский народ? На Ваш взгляд, какие пути приведут к возрождению народов бывших коммунистических государств? Видите ли Вы что-то общее между проблемами, стоящими сегодня перед сербским и русским народами?
– Я вернулся в свою страну первый раз в ноябре 1991 года, и более миллиона людей вышли на улицы приветствовать меня, моих сыновей и жену! Тогда я впервые увидел столицу моей Нации, в первый раз мой народ увидел меня! Это было трогательно, это было восхитительно, и это было грустно, потому что мой отец, Король Петр II, моя мать, Королева Александра и моя бабушка, Королева Мария, – всех их не было со мной! Бабушка и отец уже умерли, моя мать была серьезно больна и ушла в иной мир спустя почти два года.
После этого мы посещали нашу страну, как только выдавалась возможность, учитывая недружелюбную позицию, занятую правительством. В 2000 году все изменилось; было выбрано демократическое правительство, нам вернули гражданство, все права и обещали, что наша собственность будет также возвращена со временем. С 2001 года мы расположились в Королевском дворце в Белграде.
Вернуться к нормальной жизни в посткоммунистической стране – задача не из легких. Это занимает время, это отнимает много сил, это требует от каждого научиться многому, и забыть – не меньше требует! Да, судьбы русского и сербского народов очень схожи, особенно на общечеловеческом уровне, но есть и много различий. Мы – маленькая нация, зажатая между большими властными силами и часто обреченная на роль жертвенного животного по прихоти того, кто сильнее или богаче. Россия же – совсем другой случай: это все еще огромная страна, с невероятно богатыми природными и человеческими ресурсами; все еще – сила, с которой считаются, все еще великолепна в этой своей силе и еще более – в своем потенциале.
– Сегодня Сербия переживает сложное время. Какие, по Вашему мнению, пути ведут к становлению новой государственности? В чем Вы видите будущее Сербии? Возможно ли сегодня сохранить старый диалог двух культур – сербской и русской, старую дружбу?
– Терпимость и мудрость – наше главное оружие; справедливость и демократия – наши доспехи. Я молю Бога дать мне жить, чтобы увидеть мою Сербию свободной, процветающей страной, увидеть мой народ развивающимся и расцветающим под благословениями Господними, распростертыми над нами. Эти благословения мы распространили свободно и равноправно. Пришло время сделать широкий и разумный выбор, сохранить то, что мы ценим более всего: нашу свободу, нашу идентичность, нашу память и надежды! Я не хочу навязывать мои собственные идеи и надежды никому; я – лишь «точка пересечения» тех, кто, кажется, не может научиться понимать друг друга, – чтобы помочь им в понимании ценности дискуссии и обмена опытом и мнениями. Если я добьюсь успеха в этом, любого успеха, – это будет выдающееся достижение. Россия и Сербия – естественные союзники и друзья, соединенные множеством пересечений, проверенные во многих испытаниях. Ничто не сможет омрачить эти отношения, потому что они никому не угрожают, а создают добрый мир для всех.
– Что бы пожелала Королевская Семья потомкам русской эмиграции, рассеянным сегодня по всему миру, но помнящим свои корни и культуру?
– Я хочу передать мой сердечный привет вашим читателям. Вы вынесли многое. Вы все еще имеете возможность помочь вашему народу, и ваша судьба – навести мосты. Выстраивайте же их! Сегодня! Завтра – ближе, чем вы опасаетесь или надеетесь!
Белград – Нью-Йорк, 2010