К Первому Всемирному съезду потомков А. С. Пушкина
Опубликовано в журнале Новый Журнал, номер 255, 2009
3-7 июня в Москве проходил Первый всемирный съезд потомков А. С. Пушкина. На празднование 210-летия со дня рождения поэта в Москву приехали представители 58-ми ветвей генеалогического древа Пушкиных из Бельгии, Франции, Германии, США, Швейцарии, Марокко, Грузии, Украины и Гавайских островов. Большинство Пушкиных эмигрировало после Октябрьского переворота 1917 года. Прибывшие на съезд побывали в восстановленном фамильном имении Гончаровых “Полотняный завод”, в музее-заповеднике “Захарово – Большие Вяземы”. Празднование Пушкинского юбилея в России началось литературным вечером “Два века русской литературы на Арбате” в Мемориальной квартире А. С. Пушкина на Арбате (Москва). Одной из основных площадок съезда стал Государственный музей Пушкина на Пречистенке.
Сегодня по всему миру живет 235 потомков Александра Сергеевича Пушкина, в Москву приехало 92. Среди них – прямой потомок по мужской линии Александр Александрович Пушкин. Александр Александрович Пушкин и его жена, Мария Александровна (также потомок поэта) живут в Брюсселе. Мы предлагаем читателям заметки Александра Александровича, написанные специально для “Нового Журнала” накануне юбилея.
Уважаемые читатели,
Будучи последним потомком по мужской линии гениального русского поэта А. С. Пушкина, я с огромным удовольствием расскажу вам о нашем генеалогическом древе, и мы вместе с вами совершим это путешествие в историю моей семьи.
Я не буду задерживаться на Александре Сергеевиче, которого все знают, благодаря его сочинениям. Его произведения стали для многих настоящей духовной пищей. У А. С. Пушкина было четверо детей: Мария (1832), Александр (1833), Григорий (1835) и Наталья (1836). Необходимо добавить, что следуя геральдике, только дети мужского пола по непрерывающейся линии имеют право передавать из поколения в поколение свою фамилию.
Итак, 2-ое поколение. Александр (1833–1914). Окончил Пажеский Корпус Ее Императорского Величества, покрыл себя славой в Турецкой компании 1877–1879 года, генерал кавалерии в 1879, генерал свиты Его Императорского Величества Александра III. Офицер, командир, кавалер-генерал и обладатель всех важнейших наград Российской Империи, включая орден Александра Невского. Кавалер ордена Святого Георгия, за личную храбрость награжден золотой георгиевской шпагой. Генералиссимус в 1910 году. Умер 18 июля (1 августа) 1914 года. Погребен в семейной усыпальнице в городе Маригино, Тульской губернии.
Венчался Александр с Софьей Ланской, с которой в браке имел 11 детей, среди них – Мария Александровна Пушкина, которая является прабабушкой Марии Александровны Дурново-Пушкиной, моей супруги. Во втором браке с Марией Павловой родилось двое детей, сын Николай – это мой дедушка.
Григорий (1835–1905). Окончил Пажеский корпус, полковник Конногвардейского полка. Состоял в браке с В. Мельниковой, детей не имел. Умер 15 (28) августа 1905. Похоронен в замке Маркутье в Польше.
3-е поколение. Александр (1836–1916). Четвертый ребенок генерала, венчался с девицей Филиповой, у них был один ребенок – дочь Екатерина. Был капитан-лейтенантом Драгунского полка Нижнего Новгорода, окончил Пажеский корпус, статский советник, предводитель дворянства.
Григорий (1868–1940). Венчался с девицей Бортеневой, с которой имел двух сыновей: Сергея и Григория; Сергей умер в восьмилетнем возрасте. Григорий был доктором права, командующим пехотного полка; ранен в битве в 1915 году.
Николай (1885–1964) – мой дедушка. Венчался с девицей Надеждой Петуниковой, у них было двое детей: Наталья и Александр (мой отец). Доктор права, лейтенант кавалерии, советник, мировой судья (Тульская губерния), предводитель Дворянской Охраны Императорской семьи во время ее прибывания в Крыму. В 1917-м Николай Пушкин, его жена и их дети спасаются в Крыму, в своей летней резиденции, и спустя некоторое время навсегда покидают Россию. Они пересекают Черное море и оказываются в Турции. Два года они живут в очень стесненных условиях, будущее неясно, настоящее нестабильно. Мой дед зарабатывает на жизнь переводами. Именно в этот момент они встречаются с семьей Савицких. Владимир Савицкий был женат на Елизавете Быковой, дочери Николая Быкова и Марии Александровны Пушкиной. Сделав отступление, упомяну, что Николай Быков – сын Владимира Быкова и Елизаветы Гоголь, родственницы знаменитого писателя Гоголя.
Наши бабушки и дедушки решают покинуть Турцию. Савицкие склоняются в пользу Франции, Пушкины выбирают Югославию, Белград, где моя бабушка практикует как хирург-гинеколог. Пушкины оседают на новом месте. Однако ситуация их не устраивает. И мой дед решает написать Кардиналу Мерсиер (бельгийский кардинал, который помогал русским эмигрантам). Его прошение было удовлетворено и вся семья переселяется в Брюссель в 1923 году. Моя тетка Наталья получает место в банке и мой отец – место в колледже “Святой Андрей в Брюгге”.
4-е поколение. Александр (1909–1967). Александр изучал науки в колледже Святого Андрея, где он приобрел много бельгийских друзей, с которыми поддерживал контакты до конца своей жизни. Я вам поведую об одном интересном факте: несколько лет тому назад один историк брал у меня интервью, я ему сообщил, что папа учился в колледже Святого Андрея. Историк отправился туда и нашел в архивах института, что мой отец, якобы, был крещен в католическую веру. Конечно же, этого не могло быть. Всю свою жизнь он был православным христианином, эта вера сопровождала его во время венчания, крещения и причастия…
После учебы в колледже, Александр приезжает в Брюссель, где изучает коммерцию в колледже Святого Луи. В Брюсселе довольно много русской молодежи, Александр очень активен, он посещает спортивный клуб, а также балы, которые устраиваются каждую неделю. Папа записался в русский футбольный клуб “Лё Росс”, там он знакомится с русскими бельгийцами. Кто они такие?
Изначально это были бельгийцы, которые эмигрировали в Россию в XVIII веке, инженеры по профессии, занимались коммерцией древесины, как правило, имели русских жен; они любили и понимали русскую культуру, старались привить ее своим детям-“полукровкам”. Хенри (мой прадедушка по материнской линии) женился на русской, у них был сын Жозеф, который по окончании своих занятий науками проходил военную службу в морском флоте Его Императорского Величества. Он также был женат на русской, у них было трое детей: Генри, Луиза (моя мама) и Альберт. Необычность этой семьи состояла в том, что они сохранили бельгийское подданство, это и позволило им в дальнейшем покинуть Россию. Но это было потом, а пока…
Мой дедушка Жозеф, когда его отец вернулся в Бельгию, вначале продолжал семейный бизнес. Кстати, Жозеф и его семья настолько интегрировались в русское общество, что забыли свой родной французский язык. Когда началась Гражданская война, первое время с семьей моего деда обходились неплохо, в 1920-х годах он даже смог возобновить на какое-то время свою профессиональную деятельность. Но некоторое время спустя ему было запрещено работать. Они должны были покинуть свое имение и переехать в маленькую квартирку в Петербурге (в то время уже Ленинград), начались тяжелые годы гонений, заключений в тюрьму, высылки и так далее… Как-то мой прадедушка высылает своему сыну в Россию деньги из Брюсселя. Это была неудачная идея: Жозефа опять арестовывают и обвиняют в шпионаже и контрреволюционной деятельности.
В декабре 1934 года убивают Кирова и начинаются страшные чистки. Мой дедушка, являясь по паспорту бельгийцем, связывается с Бельгийским посольством в Москве и просит помочь с возвращением всей семьи в Бельгию. Однажды ночью НКВД бесцеремонно стучится в дверь их квартиры, врывается и сообщает семье, что у них всего 2 часа на сборы и первым же поездом они едут в Москву, а оттуда в Бельгию.
Приехав в Бельгию, Жозеф и его жена пытаются войти в контакт с русской эмиграцией, благодаря чему мои родители знакомятся и женятся 15 июня 1940 года.
Во время войны жизнь была очень тяжелая, как и для большинства людей. Я родился в сентябре 1942 года. Мой отец пытался хоть как-то заработать на хлеб, выполняя небольшие работы, моя мама была домохозяйкой. В 1946 году папа начинает работать старшим бухгалтером в одной спортивной газете, он быстро делает карьеру и становится коммерческим директором газеты. Он проработал на этом месте до самой своей смерти 25 июня 1968 года. Папа скончался в возрасте 59 лет.
5-е поколение. Александр (1942-). Я – единственный сын Луизы и Александра. У меня было очень счастливое детство, я рос обласканный своими родителями, дядей, его женой и моей бабушкой по материнской линии, которая выполняла все капризы маленького мальчика. Меня воспитывали в русских традициях (в отличии от моего гениального предка: Александр Сергеевич в младенчестве и ранней юности жил в совершенно французском мире). В 1946 году рождается мой двоюродный брат Серж, это обстоятельство совершенно не меняет мою жизнь, мы растем как братья.
В 1948 году моя жизнь начинает заметно меняться, я поступаю в школу и это огромная драма для меня, ведь я вырван из моей любимой семьи. Я не говорю ни слова по-французски. Школа, в которой я нахожусь, содержится монахинями, и их черные одеяния, покрытые головы вызывают во мне панику и взрывы плача. Сестры не выдерживают и звонят моим родителям, чтобы они приехали меня забрать. После нескольких недель занятий французским и манерами, родители решают записать меня в обычную школу. Мне очень повезло с замечательным преподавателем, который помогает мне наверстать упущенное, и в этом же году я перехожу во второй класс. Мой переход в третий класс проходит менее удачно, так как именно в этот период в Бельгии возникает большая и серьезная проблема, связанная с королем Леопольдом Третьим. Страна делится на два лагеря: монархисты и антимонархисты. Моя семья поддерживает идею монархии, в связи с чем у нас возникают некоторые проблемы.
Именно с этого момента у нас, и у меня в частности, начинаются неприятности. В первый же день в школе учитель мне объявляет, что я не перейду в следующий класс. Я не особенно обращаю на это внимание, но плохие отметки не заставляют себя ждать. Мой папа очень переживает и просит о встрече с педагогом, который сообщает ему, что я не отвечаю на его вопросы и бездельничаю в классе. Отец в отчаянии возвращается на работу и звонит маме. В полдень, когда я возвращаюсь из школы на обед, мама задает мне массу вопросов, на которые я пытаюсь внятно ответить. Среди прочего мама спрашивает, почему я не отвечаю на вопросы педагога? Я в полном недоумении и сообщаю маме, что педагог никогда меня не спрашивает. Мой отец возвращается в школу, встречается с директором и выясняет, что педагог – коммунист. Я заканчиваю год, и родители переводят меня в другую школу. Учился я очень хорошо и в дальнейшем стал обладателем диплома инженера по электронике.
Что касается моей жизни в студенческие годы, могу сказать, что у меня всегда было много друзей, с некоторыми из них я до сих пор поддерживаю отношения, вот уже почти 50 лет. С кузеном Сержем, моим близким другом, нас разлучило несчастье. Серж попал в автомобильную катастрофу и остался парализованным. Прикованный к инвалидному креслу, он очень страдал как физически, так и душевно; Серж страшно переживал за жену и детей. Он скончался в возрасте 40 лет.
Хочу поделиться воспоминаниями о нашей семье. Мои родители очень отличались по характеру. Мама была очень строгой, папа же был совершенно замечательным человеком. Даже сегодня, спустя 41 год после его смерти, друзья вспоминают о нем, как об очень обходительном, приятном и милейшем человеке.
В 1949 году мы отправляемся в первый раз в отпуск на Лазурный берег во Францию. Мой папа встречается со своей кузиной, Татьяной В. Дурново (правнучкой А. С. Пушкина) в Карросе, у Александра Павлова, мама которого – Ольга Пушкина. Именно тогда в первый раз я встретил ту, которая 20 лет спустя стала моей женой…
Маше было 6 лет и мне – 7, уже тогда судьба решила соединить нас. В память об этой встрече у нас сохранилась фотография. Маленькая Маша сидит у меня на коленях и держит меня за шею. Каникулы закончились, мы разъехались и встретились опять только 3 августа 1960 года.
По возвращении в Брюссель жизнь пошла своим чередом. Мама присматривала за моей учебой, папа меня баловал, не особенно настаивая на моей усердной работе в школе. Он всегда старался воплощать все мои желания. В 16 лет я очень хотел мотоцикл, и вот однажды, вернувшись из школы, я нашел чудесный мотоцикл в гараже. Какое счастье! В 18 лет я захотел машину, на что мой папа ответил, что он поможет мне воплотить эту мечту, но я тоже должен для этого поработать, чтобы узнать цену деньгам. Два года во время каникул я работал у отца моего друга.
Я очень много занимался спортом, особенно теннисом, несколько часов в неделю, а по выходным – верховой ездой.
В 1960 году мы опять встречаемся с семьей Дурново (Татьяна В., Маша и ее брат Пьер) на Лазурном берегу в Ментоне. Именно оттуда начинается наша прекрасная история любви. В течении 9 лет Маша приезжала по выходным в Брюссель, а летом мы встречались в Ментоне. Мой папа настаивал, чтобы по окончании учебы я отбыл воинскую повинность. В декабре 1967 я начинаю служить в армии, и мы решаем пожениться в сентябре 1968, но судьба решает распорядиться по другому. 25 июня 1968 года в возрасте 59 лет умирает от инфаркта мой отец. Я посылаю прошение освободить меня от службы в армии, чтобы взять на себя заботу о содержании матери. Моя просьба была удовлетворена. Мы решаем с Машей перенести нашу свадьбу на 12 января 1969 года. Маша по-прежнему в Париже, я – в Брюсселе; в то время люди нашего круга очень уважали моральные ценности.
Находясь в поиске стабильного места работы, я подрабатывал у друга моего отца, меняя электрическую проводку на его фабрике.
Наконец-то наступает январь, а вместе с ним предсвадебные хлопоты. Свадьба состоялась 11 января в мэрии, а 12-го мы венчались в Соборе Александра Невского в Париже. Это было венчание в любви и нежности. После венчания был устроен прием в салоне консерватории имени Рахманинова, в конце вечера один друг отвез нас в аэропорт Орли; оттуда – в Женеву, затем поездом до Aigle и такси в Leysin, конечную точку в горах Швейцарии, где начался наш медовый месяц. Когда мы добрались до места, было очень поздно. Выходя из такси, Маша сильно упала, к счастью ничего не сломав. В комнатке ночной столик разделял две кровати. Мы передвигаем стол, соединяем кровати… К нашему удивлению, на следующий день столик был возвращен на место, кровати, соответственно, тоже. Так мы его и двигали туда-сюда во время своего пребывания в Швейцарских горах.
Мы катались с Машей на лыжах по нескольку часов в день, много гуляли. За несколько дней до конца нашего отпуска я неудачно упал и повредил колено, для меня лыжи закончились.
Вернувшись в Брюссель, Маша находит место в филиале Французско-Швейцарской компании по электронике, к сожалению, вскоре компания становится банкротом. Маше посчастливилось вступить в ассоциацию коммерческих инженеров , где она и проработала в дирекции до пенсии. Меня же пригласили работать в Бельгийскую компанию по телекоммуникациям, которую чуть позже купили американцы и перепродали французам. Я работал там в течение 30 лет.
Мы вышли на пенсию в одно и тоже время и, наконец, смогли начать заботиться о тех, кого всегда держали в своем сердце – о детях. К огромному нашему сожалению, мы не могли иметь своих детей, хотя я всегда мечтал о шестерых.
Во время одной из наших поездок в Сант-Петербург мы посетили госпиталь Н. Н. Петрова, детское онкологическое отделение, и мы с Машей решили помогать им. Для этого мы создали “Международный фонд Пушкина” в 1999 году, к 200-летию со дня рождения нашего знаменитого предка.
Наша организация занимается культурным, литературным и художественным обменом между Бельгией и Россией, а также совместными проектами. В 1999 году Россия подарила Бельгии статую Пушкина. Сегодня в Брюсселе существует Площадь Пушкина. Уже 10 лет наша организация снабжает необходимыми инструментами отделение онкологии в Петербурге. (Вы можете посетить наш сайт www.pouckine.org) Мы организовываем спектакли, концерты, ужины, чтобы собрать необходимые средства на покупку инструментов.
В 2003 году мы создали спектакль, рассказывающий о жизни А. С. Пушкина, он называется “Одна ночь с Пушкиным в Сант-Петербурге”. Этот спектакль играли уже несколько десятков раз в Бельгии, в России (В Москве и Петербурге), а в этом августе его увидят во Франции. В сотрудничестве с Бельгийским Национальным Театром мы поставили спектакль на французском “Наш Пушкин”, состоящий из маленьких трагедий, который в течение 3-х дней играли в Петербурге, в Музее Пушкина на Мойке.
Каждый год мы организовываем культурную поездку в Россию, которая пользуется огромным успехом у бельгийцев, потому что мы посещаем места, не входящие в планы обычных туристов.
Я также являюсь президентом Союза Русских Дворян в Бельгии, мы встречаемся во время конференций, которые мы устраиваем, и во время ежегодного торжественного ужина.
Остаюсь искренне ваш,
Александр Пушкин
Брюссель, 2 июня 2009