Опубликовано в журнале Новый Журнал, номер 248, 2007
Французский философ Алексис де Токвиль, пристально следивший за процессами, происходившими в наших странах, в 1835 году пришел к следующему выводу: “В настоящее время существует две великие нации в мире… Я имею в виду русских и американцев. У них разные отправные пункты, и они движутся разными курсами, но, тем не менее, похоже, что каждой из этих наций волей Небес предопределено влиять на судьбы половины планеты”. Наблюдения де Токвиля о влиянии наших отношений на остальной мир оказались удивительно пророческими, что наглядно подтвердили некоторые моменты последующей истории, особенно конфронтация в период “холодной войны”.
В нынешней международной системе, сложившейся и продолжающей развиваться после окончания “холодной войны”, кроме Америки и России существуют и другие центры – Китай, Индия, Европейский Союз и Япония, оказывающие большое влияние на судьбы мира. Однако истина состоит в том, что отношения между Россией и Америкой по-прежнему очень важны для наших общих интересов, они продолжают оказывать огромное влияние на будущий мировой порядок в самых разных сферах – от энергетической безопасности до нераспространения ядерного оружия. В наших отношениях есть и будут партнерство и соперничество, трения и сотрудничество, но одного не будет никогда: мы не сможем позволить себе роскоши игнорировать друг друга.
Временами мы можем быть очень недовольны друг другом, но мы уже никогда не будем врагами или стратегическими противниками. Мы больше не хотим ни “холодной войны”, ни гонки вооружений. В мире, нуждающемся в таких лидерах, как США и Россия, было бы непростительной ошибкой упустить из виду те преимущества, которые мы можем получить, работая совместно.
НАШИ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
Трудности и неопределенности в наших нынешних отношениях, различный исторический опыт, накопленный каждой из наших стран за истекшие 200 лет, нередко заставляют нас забыть о том, как много общего объединяет россиян и американцев. Разрешите мне привести несколько примеров на эту тему. Во-первых, география. И Россия, и США – громадные страны, каждая из которых простирается на просторах целого континента на много часовых поясов. И хотя на историю России в большей степени оказывала влияние уязвимость ее географического положения, а на историю Америки – ее географическая изоляция, очевидно, что географические размеры наших стран всегда определяли их цели и уровень ответственности.
Во-вторых, связь между нами обусловлена тем, что наши народы являются первопроходцами: для нас естественно исследовать новые территории, будь то на Земле или в космосе. И американцам, и русским присущ дух приключений, стремление испытать свои возможности, нанести на карту неизведанные территории. Мы все помним, как американские и российские исследователи соревновались в освоении космоса, и мы не забыли, кто был первым: в этом году отмечается 50-ая годовщина запуска первого искусственного спутника Земли. Первый космический полет Юрия Гагарина и первые шаги по Луне Нейла Армстронга заложили основы сотрудничества в космосе между равными партнерами, сотрудничества, которое еще долгие годы будет оставаться своеобразным локомотивом всего человечества в освоении космоса.
В-третьих, перефразируя американского поэта Уолта Уитмена, страну делают великой живущие в ней великие люди. Самым ценным капиталом в каждой из наших стран являются люди. Это в особенности верно в период перехода к глобальной экономике, опирающейся на информационные потоки, создаваемые талантом и интеллектом отдельных граждан. Россияне и американцы всей своей историей доказали, что являются великими народами, способными внести значительный вклад в развитие мировой цивилизации. Несмотря на все различия между ними, Шостакович и Дюк Эллингтон, царь Александр II и президент Линкольн, Булгаков и Хемингуэй, Андрей Сахаров и Мартин Лютер Кинг, Билл Гейтс и Сергей Брин – внесли весомый вклад в прогресс человечества в XIX и XX веках.
В-четвертых, как это ни странно, но нас объединяет наше разнообразие, а именно то, что Россия и США являются многонациональными государствами с множеством конфессий. Американцам, образ которых как нации представляет собой смешение крови и верований миллионов иммигрантов, глубоко импонирует тот факт, что и башкир-буддист, и татарин-мусульманин, и православный украинец имеют единый российский паспорт. Это разнообразие, отличающее наши страны, является источником силы в глобализованном мире, поэтому воспитание национальной и религиозной терпимости – наш долг в борьбе против ксенофобии и этнических конфликтов.
ЗАГЛЯДЫВАЯ В БУДУЩЕЕ
Хотя мы уже вступили в третье столетие отношений между нашими странами, я не настолько наивен, чтобы полагать, что лежащий перед нами путь будет легким и гладким. У нас будет достаточно проблем, разногласий и соперничества. Тем не менее важно не терять чувства перспективы и не упускать из виду тех областей, где наше сотрудничество может успешно развиваться. Я хотел бы затронуть пять таких областей, которые и в Москве, и в Вашингтоне должны рассматриваться как приоритетные в отношениях между нашими странами. Ход исторического развития в XXI веке во многом будет зависеть от того, насколько успешно и ответственно мы сможем решить эти вопросы.
Первым из направлений является сотрудничество в ядерной области. История отношений между Америкой и Россией в ядерной области не имеет аналогов, никакие другие страны не обладают в этой сфере столь большими возможностями и не облечены такой ответственностью. В настоящее время Россия и Америка сталкиваются с проблемой транснациональных террористических и преступных организаций, занимающихся незаконной торговлей ядерными технологиями, а также с режимами, стремящимися получить доступ к ядерному оружию под предлогом осуществления программ мирной энергетики. Глобализация облегчила доступ к технологиям производства ядерного оружия.
В сложившей обстановке руководящая роль США и России в ядерной сфере заключается в том, чтобы найти пути наилучшего развития мирных ядерных технологий, сделать их доступными для развивающихся стран и одновременно не допустить того, чтобы ядерное оружие появилось у других государств или попало в руки террористов, демонстрируя при этом ответственность в отношении своих собственных ядерных арсеналов.
С этой целью президенты наших стран выступили с рядом важных взаимосвязанных инициатив. Россия и США только что начали осуществление Глобальной инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма, к которой уже присоединились еще 11 стран. Мы также начали новый диалог по вопросам двусторонней стратегической безопасности с целью поиска наилучших путей сотрудничества после истечения срока договора ОСВ в 2009 году. Подводя итоги 15-летней успешной совместной работы в рамках Программы уменьшения коллективной угрозы, в том числе превращение Беларуси, Украины и Казахстана в зоны, свободные от ядерного оружия, снятие с вооружения свыше 7 тыс. ядерных боеголовок, уничтожение более 600 МБР и 600 баллистических ракет, запускаемых с подводных лодок, а также вывоз высокообогащенного урана более чем с десяти объектов во всем мире, мы видим, что нам предстоит сделать еще очень много. В то же время впервые за всю историю отношений между Россией и США мы начали переговоры о заключении двустороннего соглашения о сотрудничестве в области использования ядерной энергии в мирных целях и пытаемся найти новые пути сотрудничества в сфере новых гражданских технологий. Кроме того, мы активно ищем способы укрепления уже существующих режимов нераспространения наряду с совместной работой на дипломатическом уровне для решения крайне серьезной проблемы, вызванной ядерными амбициями Ирана и Северной Кореи.
Второе направление американо-российского сотрудничества – энергетическая безопасность нефтегазовой отрасли. В данном случае я имею в виду безопасность как производителей, так и потребителей энергии, безопасность, которая контролируется рынком, поддерживается стабильным и предсказуемым регулятивным и налоговым режимом и определяется необходимостью диверсификации в долгосрочной перспективе источников энергии и путей транспортировки энергоносителей. На России как крупнейшем в мире производителе углеводородов и Соединенных Штатах как их крупнейшем потребителе по определению лежит огромная ответственность: взять на себя руководящую роль в обеспечении энергетической безопасности. В этой области мы уже заложили прочную основу для партнерства. Хорошим примером здесь могут служить очень успешные отношения между компаниями Conoco-Phillips и “ЛУКОЙЛ”, сотрудничество Exxon-Mobil с “Роснефтью” и другими партнерами в рамках проекта “Сахалин-1”.
Третье направление сотрудничества – расширение торговли между нашими странами и дальнейшая интеграция России в мировую экономику. Подписанное в ноябре прошлого года двустороннее соглашение о вступлении России в ВТО явилось крупнейшим достижением в наших экономических отношениях более чем за десятилетие. Вступление России в ВТО станет кульминацией кардинальных экономических реформ, проводимых в течение 15 последних лет.
Американские фирмы входят в число наиболее энергичных инвесторов в России: только за прошлый год объем прямых инвестиций из США возрос на 50%. Широта спектра представленных в России американских фирм красноречиво свидетельствует о диверсификации экономики России. Такие компании, как Alcoa, Citigroup, International Paper, John Deere, Dow, Cargill, Procter & Gamble, United Technologies и General Electric, расширяют свое присутствие в России. Компании Intel, Motorola, Boeing и IBM ищут новые возможности привлечения высококвалифицированных российских инженеров и ученых. Примечательно и то, что Россия сегодня становится все более важным инвестором в экономику США, и покупка российской компанией “Евраз” американской компании Oregon Steel за 2,3 млрд. долларов лишь последний пример все большего превращения торговых отношений между нашими странами в улицу с двусторонним движением. Экономические связи приносят материальную выгоду, но не менее важны и те ценности, которые прививает рынок, в том числе прозрачность и верховенство закона.
Четвертое направление сотрудничества – борьба с инфекционными заболеваниями, для которых не существует границ. Президенты наших стран обязались превратить борьбу с ВИЧ/СПИДом в одну из первоочередных задач, признав, что эта болезнь является угрозой национальной безопасности для обеих стран. Только Америка и Россия в состоянии, объединив свои ресурсы и знания, замедлить распространение этой болезни, облегчить страдания больных, создать вакцину и поделиться знаниями с партнерами во всем мире.
И последнее: продолжения сотрудничества между США и Россией требует и борьба с терроризмом. Сообщая друг другу разведданные и согласовывая правоохранительные мероприятия, мы без лишнего шума добились значительных успехов в пресечении финансирования экстремистских групп. Мы также сотрудничаем в урегулировании региональных конфликтов и преодолении экономической отсталости, которая питает терроризм, в частности в рамках наших совместных усилий в формате “квартета” по ускорению разрешения проблемы палестинцев и израильтян через создание двух государств. К числу других проблем, требующих решения совместными усилиями, относятся восстановление Афганистана и борьба с незаконным оборотом наркотиков в Южной и Центральной Азии.
Это лишь некоторые из тех направлений, где партнерство идет на благо как обеим нашим странам, так и всему миру. Я далеко не наивный человек. Мне хорошо известно, что сегодня нет недостатка в скептицизме по поводу наших отношений и в Москве, и в Вашингтоне. Тем не менее я смотрю с оптимизмом на перспективы третьего столетия российско-американских отношений.
Москва-Вашингтон