Опубликовано в журнале Новый Журнал, номер 235, 2004
Richard Rhodes. Masters of Death: The SS – Einsatzgruppen and the Invention of the Holocaust. Knopf, New York, 2002, 352 pp.
Автор этой книги Ричард Родес – известный американский писатель, им написано 19 книг. Он лауреат ряда престижных литературных премий, в том числе и Пулитцеровской за книгу о создании атомной бомбы.
Рассматриваемая книга представляет собой документальное исследование деятельности специальных подразделений СС Айнзатцгрупп (АГ) в период Второй мировой войны. Книга Родеса сразу после выхода в свет получила широкий отклик в американской прессе. Ни одна из известных газет не обошла ее в короткой заметке или пространной рецензии. Откликнулся на книгу и Джон Эйзенхауэр, сын покойного президента США, который воочию мог убедиться в немыслимых зверствах нацистов. Лейтенант американской армии Джон Эйзенхауэр участвовал в освобождении лагерей смерти в Германии. Лауреат Нобелевской премии Эли Визель назвал ее “огромной важности сильной книгой”.
Книге предшествует авторская заметка, в которой он объясняет, что заставило его заняться этой проблемой. Преступления АГ не являются чем-то новым. Их деятельность освещалась на Международном военном трибунале в Нюрнберге. В архивах Германии и стран антигитлеровской каолиции отложились многочисленные документы о преступной деятельности АГ. В принципе, Родес мог, как говорится, не выходя из своего кабинета, выполнить это исследование. Но он не ограничился только документальными данными. Родес решил посетить наиболее известные места преступлений этих специальных подразделений СС.
Начал он с Варшавы в Польше, затем посетил остатки лагерей уничтожения в Треблинке и Майданеке, мемориал в Освенциме-Биркенау. В Литве он был в Понарах под Вильнюсом и под Каунасом; в Белоруссии в Минске, Тростянце и Хатыни; на Украине в Умани, Житомире, Киеве и закончил свое путешествии в Виннице, где Родеса особенно потрясли два небольших памятника. Один над длинным рвом, где 16 апреля 1942 года АГ были расстреляны четыре тысячи евреев, а рядом над рвом поменьше в тот же день были зверски убиты тысяча детей. Родес посещал мемориалы, находил и беседовал с немногими уцелевшими свидетелями этой страшной трагедии. В Германии он беседовал с бывшими нацистами, избежавшими справедливого наказания за свои преступления. Поэтому, книга Родеса весьма отличается от других работ о АГ. В ней мы находим и официальные документы с ужасающими подробностями этих преступлений, и не менее ужасные подробности воспоминаний свидетелей. А главное, чем отличается книга Родеса, что в ней впервые относительно полно показана роль местных коллаборационистов, принимавших активное участие в уничтожениии еврейского населения в Литве и Латвии, на Украине и в Белоруссии.
Родес неоднократно спрашивал сам себя, стоит ли через столько лет возвращаться к этим страшным событиям. И решил, что это надо сделать. Во-первых, изучение деятельности АГ привело его к твердому убеждению, что именно они являются исполнителями первой стадии Холокоста, т. е. массового уничтожения еврейского населения, что именно деятельность АГ инициировала создание лагерей смерти, газовых камер и других атрибутов массового уничтожения людей нацистами. Следует отметить, что до сих пор продолжаются споры, когда же начался Холокост. Некоторые исследователи считают, что его юридическим обоснованием стали Нюрнбергские антиеврейские законы 1935–1939 годов, деятельность которых была затем распространена на всю оккупированную нацистами Европу. Другие – начало Второй мировой войны первого сентября 1939 года, когда Германия вторглась в Польшу. Третьи – нападение Германии на СССР 22 июня 1941 года. Четвертые – Ванзейское совещание в пригороде Берлина в январе 1942 года, когда нацистское руководство Германии одобрило практические меры по “окончательному решению еврейского вопроса”. Под этим эвфеизмом понималось полное уничтожение евреев во всех странах, находящихся под нацистским контролем, а затем и во всемирном масштабе. Родес же утверждает, что Холокост начался после нападения Германии на СССР, а совещение в Ванзее только узаконило эту людоедскую практику, которая к тому времени привела к уничтожению более миллиона евреев.
Во-вторых, Родес попытался ответить на вопрос – как это случилось, что в середине ХХ века обыкновенные, ординарные граждане безжалостно уничтожали других, совершенно невинных людей.
В книге приводится и краткая история АГ. Свое происхождение они берут от специальной службы СС, созданной в 1938 году для ареста антинацистских элементов в Австрии, после аннексии ее Германией в 1938 году. Через год две АГ были созданы для выполнения тех же функций в Чехословакии. В сентябре 1939 года было создано уже пять таких групп, которые были приданы каждой из пяти немецких армий при вторжении в Польшу. Основной их задачей было уничтожение польской интеллигенции и евреев. Уничтожение осуществлялось выборочно и не шло ни в какое сравнение с тем, что произошло после нападения Германии на СССР.
Незадолго до этого в небольшом городке Предч в 50 милях от Берлина собралось несколько тысяч человек: руководство СС и полиции, руководители АГ в Польше и будущие руководители и участники четырех создаваемых АГ. Эти группы разделили весь предполагаемый восточный фронт от Балтийского до Черного моря по географическому принципу. Группа А – страны Прибалтики и Ленинград; группа В – Белоруссия, Смоленск, Москва; группа С – Львов, Киев, Харьков; группа D – Молдавия, Южная Украина. Комплектовались эти группы преимущественно из членов СС. Родес приводит в своей книге страшные описания деятельности АГ на территории СССР. Эти группы следовали за наступающими немецкими армиями, и их основной задачей было уничтожение евреев, работников советских и партийных органов, цыган и предполагаемых саботажников и всех других на усмотрение начальников групп. Родес заранее предупреждает читателей, что его книга не предназначена для легкого чтения, но подчеркивает, что те переживания, которые мы испытываем при чтении ее, ничто по сравнению со страданиями миллионов жертв фашизма. Сразу после вступления АГ в определенный район следовала принудительная регистрация, а иногда и без нее всех без исключения евреев собирали, конфисковывали у них все, что представляло какую-либо ценность, заставляли раздеваться, подводили группами к противотанковым рвам, специально вырытым траншеям или другим углублениям местности и расстреливали из стрелкового оружия.
Еще на совещании в Предче Гиммлеру задали вопрос, как быть с женщинами и детьми. Он ответил, цитирует Родес: “Даже если ребенок в колыбели, его нужно выбросить и уничтожить, как ядовитую жабу”. Массовые убийства, сопровождаемые немыслимыми зверствами, не могли не сказаться на их исполнителях. Некоторые сходили с ума, другие испытывали ужасный психологический дискомфорт, когда приходилось убивать женщин и детей. Узнав об этом, Гиммлер решил увидеть, как исполняются его приказания на практике. Сцена убийств так поразила главного палача гитлеровской Германии, что он упал в обморок. Немедленно последовало распоряжение разработать другие методы убийства, исключающие непосредственный контакт палачей с жертвами. Вскоре были основаны стационарные лагеря смерти, газовые камеры, крематории для сжигания трупов, специальные автомобили, где смертников уничтожали отработанным газом. В своей книге Родес отвечает на ряд уже послевоенных замечаний, что евреи безропотно шли на казнь и не пытались сопротивляться. Он считает эти замечания кощунственными. Кто мог тогда предположить, что после регистрации простых безоружных граждан будут безжалостно убивать.
Далее он описывает разработанную нацистами методику убийств. Мужчин сразу отделяли от женщин и детей, уводили к местам расстрела, раздевали и ставили на край рва. Любое сопротивление каралось немедленно. Да и психологически голый человек слабо способен к сопротивлению. Еще более были деморализованы голые женщины на глазах вооруженных до зубов палачей. Родес пишет, что как только представлялась возможность, жертвы яростно сопротивлялись. Он приводит примеры восстания в Варшавском гетто и других гетто, где евреи сражались ожесточенно и для подавления повстанцев, вооруженных только стрелковым оружием, нацистам пришлось использовать танки, артиллерию и авиацию. Были восстания и в лагерях смерти. Так, после восстания в Треблинке пришлось ликвидировать этот лагерь смерти.
Пытаясь объяснить, как могли обычные люди, солдаты и офицеры АГ, превратиться в хладнокровных убийц и осуществлять такие массовые зверства, Родес использовал теорию криминолога Атенса, которую тот разработал на материалах исследования уголовных преступлений. Подробно это рассматривается в книге Родеса “Почему они убивали”. Основой теории Атенса является постулат, что обычный человек может стать убийцей, пройдя четыре стадии процесса насильственной социализации, включающей жестокость в проведении насильственных действий. Нам кажется, что применение этой теории в данном случае ничего не объясняет. Модель, основанная на исследовании поведения отдельных уголовников- убийц, никак не может быть применена к такого рода массовым убийствам. Да и не проходили рядовые и руководители АГ никаких четырех ступеней Атeнса. Это ясно видно, когда читаешь материалы трибуналов, на которых судили руководителей АГ. Это были люди с университетским образованием, а некоторые даже с учеными степенями.
О судьбе руководителей АГ и членов их команд рассказывается в эпилоге книги Родеса. После разгрома Германии командиры АГ были преданы суду, как военные преступники. Все 14 были приговорены к смертной казни в 1949 году. Но повесили только четырех из них. В начале холодной войны верховный комиссар США в Германии заменил 10 остальным смертную казнь на пожизненное заключение, которое они так и не отбыли. Что же касается рядовых и офицеров АГ, то Родес приводит следующие данные: за период с 1945 по 1992 год к суду были привлечены всего 472 человека (общий состав АГ оценивается примерно в 10 тысяч человек). Таким образом, подавляющее число участников массовых убийств спокойно дожило или доживает свой век, обеспеченное приличной пенсией за свою службу.
Говоря о книге в целом, надо сказать – документальное исследование Родеса, свидетельство страшных преступлений фашизма, представляет собой существенный вклад не только в историю Холокоста, но и в историю преступлений против человечества в годы Второй мировой войны. Это страшная книга, но ее надо прочитать.
Илья Куксин, Чикаго