Опубликовано в журнале Новый Журнал, номер 232, 2003
Георгий Чернявский. Тень Люциферова крыла. Большевизм и национал-социализм: сравнительно-исторический анализ двух форм тоталитаризма. Харьков, “Око”, 2003, 328 с.
Германия и Россия – страны, пережившие в XX веке тоталитаризм. И германский национал-социализм, и российский большевизм активно противостояли иудео-христианской цивилизации, ее нормам и принципам. Обе системы, независимо от их идеологических различий, были глубоко антигуманными и атавистическими по своей сути.
Проф. Г. Чернявский не является первым исследователем, который ввел в оборот идею о поразительном сходстве советского коммунизма и немецкого нацизма; в США правые давно использовали это сравнение, а левые активно боролись с ним.
В России писать и даже упоминать об этом сходстве было невозможно по нескольким причинам. Главная состояла в том, что всякой тоталитарной системе для самого ее существования требовались сильный внешний враг и постоянная внешняя угроза. Для СССР эту роль выполняло империалистическое окружение и, в частности, Германия. Естественно, что в сталинской России и говорить, и писать о сходстве политических систем в СССР и Германии было равносильно самоубийству. Как указывает автор книги, эта тема оставалась запретной во времена Хрущева и Брежнева и не пользуется благосклонностью властей в современной России. Так, президент В. Путин публично заявил, что, по его мнению, сравнение режимов в Германии и СССР “не совсем правильно”.
Эта работа является, по-видимому, первым исследованием, посвященным сравнительному анализу тоталитарных систем в Германии и СССР. В той или иной степени проблема затрагивалась многими историками, но ее всесторонним исследованием и анализом не занимался до сих пор никто. Г. Чернявский анализирует советско-коммунистическую и национал-социалистическую разновидности тоталитаризма в динамике, от их зарождения до краха, выявляет черты сходства и различия в характере их установления, развития и ликвидации. Автор подчеркивает, что, несмотря на определенную динамику развития, оба режима были тоталитарными по своей сути с момента их возникновения и до краха. Пожалуй, впервые в современной исторической литературе автор рассматривает кризис тоталитаризма в СССР как длительный процесс, начавшийся с середины 50-х годов и завершившийся в начале 90-х годов.
Помимо богатейшего фактического материала, в каждой главе книги содержится много интересных замечаний, наблюдений и обобщений. Приведем некоторые из них: “Характерной героической маской в Германии была маска Хорста Весселя-студента, бросившего учебу, сутенера, неудачливого поэта, убитого в 1930 г. в стычке между коммунистами и нацистами или, возможно, в пьяной драке. Вессель был превращен гитлеровской пропагандой в легендарного героя, чистого идеалиста, отдавшего жизнь за дело партии”. А “Марш Хорста Весселя”, ставший одним из гимнов нацистов, напоминает ура-коммунистические песни всей советской эпохи.
К победе наших славных батальонов,
Спасет страну коричневый оплот.
С надеждою взирают миллионы
На свастику, что к счастью их ведет.
Выше знамена, сомкните ряды!
Поступью чеканной идут штурмовики.
В советском “Марше коммунистических бригад” мы встречаем все то же торжественное шествие, окрашенное, правда, в менее воинственные тона:
Сегодня мы не на параде,
Мы к коммунизму на пути.
В коммунистической бригаде
С нами Ленин впереди.
“Автор полагает, что главную причину некоторых различий в образовательном уровне между советскими и нацистскими лидерами в пользу последних следует искать прежде всего в способе прихода к власти большевиков и нацистов, в большей степени преемственности нацистского режима в отношении германского наследия, нежели большевистского строя – в отношении наследия российского. Примерам же советского антиинтеллектуализма несть числа. Ограничимся лишь одним, подтверждаемым архивным документом из фонда Географического общества СССР. Цензор, “пропускавший” университетский курс петрографии (наука о происхождении и строении горных пород) Ф. Ю. Левинсон-Лессинга, красными чернилами зачеркнул в заголовке слово “петрография” и заменил его “ленинографией”, вспомнив, очевидно, что совсем недавно Петроград был переименован в Ленинград, и решив, что книга была посвящена этому городу”.
И последняя цитата: “В Германии 30-х годов многие молодые коммунисты легко переходили в нацистскую партию и, наоборот, нацисты легко становились коммунистами. Вильгельм Рейх пересказывал слова, услышанные им от одного эсэсовца, что Гитлер – это германский Ленин. Многие из тех, кто переходил из компартии в нацистскую партию, были революционными элементами, запутавшимися в противоречивых и непоследовательных демагогических коммунистических лозунгах. В 1933 г. была распространена шутка по поводу членов коммунистической полувоенной организации “Рот Фронт” (“Красный Фронт”), которые в массовом порядке вступали в гитлеровские штурмовые отряды: “они подобны бифштексу – коричневые снаружи и красные внутри”. Интересно отметить, что уже в наше время, после падения ГДР, многие члены правящей в ГДР Социалистической единой партии Германии пополнили ряды крайне правых и профашистских объединений и группировок.
Книга Г. Чернявского помогает глубже осмыслить наше тоталитарное прошлое.
Эрнст Зальцберг, Торонто