Опубликовано в журнале Нева, номер 1, 2016
Светлана Шишкова-Шипунова. Десять правителей Кубани: от Медунова
до Ткачева. Краснодар: Книга, 2015.
Что собой представляет руководитель региона? И не простого региона, а одного из крупнейших в стране. Какие существуют закономерности в мире большой политики? Что помогает прийти к власти, а получив заветную должность, удержаться на ней? И каковы шансы, что все кончится хорошо? Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти в книге «Десять правителей Кубани: от Медунова до Ткачева» за авторством Светланы Шишковой-Шипуновой, писателя, журналиста и политолога. Руководители Краснодарского края не первый раз привлекают ее писательский интерес. В первом ее романе «Дураки и умники» (1998), сатире о выборах и журналистике, они выведены под вымышленными именами. Но в этот раз все всерьез. И потому Светлана Евгеньевна, поговорив с издателем, отметает идею в приложении к «Десяти правителям Кубани» привести их художественные портреты из «Дураков и умников».
Первый тираж книги в 1000 экземпляров раскупили так быстро, что почти сразу объявили о дополнительном тираже. Чтобы удовлетворить интерес читателей, не имеющих возможности приобрести экземпляр в магазинах Краснодарского края, автор выложила текст в открытый доступ в своем «Живом журнале»: http://shipunova-se.livejournal.com/713.html
На вопрос, почему именно «правители», сама Шишкова-Шипунова отвечает так: «…нет единого определения для них, ведь пятеро из персонажей книги были первыми секретарями крайкома КПСС, а другие пятеро — губернаторами. Хотя само это понятие в полной мере применимо только к троим — Медунову, Кондратенко и Ткачеву. Они именно правили Кубанью, отсюда и произрастали многие проблемы и негативные эффекты их пребывания у власти (прежде всего коррупция), что является оборотной стороной успехов и достижений».
Начинается книга с главы о забавных совпадениях. Ход хорош тем, что их просто запомнить, а значит, и построить на них дальнейший текст. Прекрасная находка — математическая формула 9+18+9, «Девять лет стабильности (Медунов) + восемнадцать лет смуты (4 первых секретаря, 4 губернатора) + девять лет стабильности (Ткачев)» (с. 3). Пусть даже она верна только на момент начала работы над книгой и к 2015 году выглядит не так гармонично (последняя девятка стала четырнадцатью, а затем пришел новый губернатор), но зато позволяет легко получить представление об эпохе, описанной в книге. Слова «смута» и «стабильность» в этой формуле не являются положительной или отрицательной оценкой правителей, а показывают, насколько спокойно и комфортно им было руководить. Медунов покинул Кубань в 1982 году, вскоре после этого началась перестройка, а затем и лихие девяностые, и, действительно, только Ткачеву, пришедшему к власти в 2000 году, выпала возможность надолго остаться в губернаторском кресле.
«Десять правителей Кубани» знакомит нас со всеми главами Краснодарского края, начиная с его появления на карте Советского Союза в далеком 1937 году. Небольшая глава, посвященная первым десяти руководителям, становится прологом перед долгой и увлекательной историей второй десятки, «от Медунова до Ткачева», как обозначена она в подзаголовке книги.
Кубанью руководили политики совершенно разного масштаба. Самыми крупными фигурами (и на обложке их портреты выделены особо) являются Сергей Федорович Медунов (первый секретарь с 1973 по 1982), Николай Игнатович Кондратенко (губернатор с 1996 по 2000) и Александр Николаевич Ткачев (2000–2014). Остальным не хватило кому характера, кому стремления к масштабным действиям, а кому — просто времени. Немногое можно успеть, если правишь регионом всего год или два, особенно если этот небольшой период времени еще и приходится на эпоху глобальных перемен в стране. Кондратенко тоже был губернатором не так долго, особенно по сравнению со своим преемником, всего один срок, но к власти он пришел еще в конце восьмидесятых, возглавив краевой исполком и заняв таким образом вторую по значимости должность в регионе.
Жанр исследования сама Шишкова-Шипунова обозначает как «занимательная политология». Это не сборник биографических очерков, а полноценная аналитика, из которой можно не только узнать о жизни и работе руководителей крупного региона, но и проследить за различными закономерностями в политических процессах. В такой сложной отрасли, как политика, случайности встречаются редко, но вот установить причинно-следственную связь непосвященному наблюдателю бывает очень непросто.
Светлана Шишкова-Шипунова знакома со своими героями не понаслышке. В качестве журналиста она лично встречалась со всеми из них, кроме последнего, Александра Ткачева. На ее счету работа в газетах «Комсомолец Кубани» и «Советская Кубань», а также в аппарате Краснодарского краевого комитета партии, где она курировала работу СМИ.
Давая оценку руководителям региона, Светлана Евгеньевна подкрепляет ее конкретными фактами. Основной материал — личные наблюдения, но и исследование проведено масштабное, даже в главе о первой десятке правителей можно увидеть редкие цитаты из исторических работ, а не простое перечисление фактов и дат. Оценка остается взвешенной, как сказала сама Шишкова-Шипунова в одном из интервью: «я не делю своих героев на „первый“ и „второй“ сорт, я всех их — и первых секретарей крайкома, и губернаторов называю правителями Кубани, ставлю в один большой ряд. Они ведь делали, в сущности, одно дело».
Желание автора уравнять своих героев на основании их благородной миссии может вызвать у читателя определенные подозрения о заказном характере исследования. Но «Десять правителей Кубани» — точно не галерея идеализированных портретов, в ней нашлось место и коррупционным скандалам, и бандитизму, и безразличному отношению к народу… Руководители региона на страницах этой книги вовсе не являются непогрешимыми богами, ничто человеческое им не чуждо. Даже обычные вредные привычки:
«В один из первых дней пребывания Воротникова в крайкоме случилась примечательная сцена. Вышел он из своего кабинета и попросил… закурить. Все оказавшиеся в тот момент в приемной оторопели, ни у кого не нашлось сигарет, ведь несколько лет до этого боролись с курением, и первыми побросали — в порядке партийной дисциплины — все партийные и советские кадры. На что Виталий Иванович произнес моментально разлетевшуюся по кабинетам всего края фразу: „Давайте договоримся так: с курением пусть борются медики, и, кстати, футболом пусть занимаются спортсмены, а мы с вами займемся партийной работой“» (с. 52–53).
Основной метод исследования — сравнение, книга построена на том, что в начале главы задается критерий, а затем через его призму оцениваются все герои. Критерии подобраны следующие: происхождение, способ прихода к власти, историческая миссия, отношение к национальному вопросу, партийность и убеждения, отношения с первыми лицами страны, команда руководителя, имидж, значение фамилии и характер, семья и способ ухода с поста. Ради того, чтобы исследование не оборвалось на полуслове, Шишкова-Шипунова откладывала завершение работы над ним до отставки последнего своего героя, Александра Ткачева, случившейся в 2014 году. Без этого сравнение вышло бы неполным.
Как применяется сравнительный метод, мы можем увидеть в главе «Как они приходили к власти: Избрание. Назначение. Захват». Автор выделяет пять условий, в той или иной степени необходимых для того, чтобы кандидат на должность главы региона получил ее. Условия следующие: «1. Воля Центра. 2. Рекомендация предшественника. 3. Согласие элиты. 4. Общественное мнение. 5. Желание самого кандидата» (с. 35). И в каждом отдельном случае автор выясняет, какие условия соблюдались, а какие нет, что дает возможность сделать вывод: в СССР определяющим условием было решение Москвы, а в РФ гораздо важнее личные амбиции политика. Но чтобы удержаться на вершине, соблюдения одного условия недостаточно, чем больше — тем лучше.
Композиция книги позволяет с легкостью ориентироваться в информации о политиках, часть которых мало известна и читателям из Краснодарского края, не говоря уже об остальных. Это легко проверить, прочитав имена героев книги в хронологическом порядке: Сергей Медунов, Виталий Воротников, Георгий Разумовский, Иван Полозков, Александр Маслов, Василий Дьяконов, Николай Егоров, Евгений Харитонов, Николай Кондратенко, Александр Ткачев.
Как можно заметить, критерии, выбранные для сравнения, достаточно просты и понятны. Вопрос может возникнуть только по поводу миссии. Полное название этой главы — «Миссия и стиль: Созидатели. Разрушители. Реформаторы», но классификация не ограничена тремя пунктами, каждому герою будет найдена собственная историческая миссия, которую он выполнял на посту руководителя региона. Она приходит не по назначению сверху, хотя влияние Москвы никак нельзя исключать, и зависит не только от эпохи, но и от индивидуальных склонностей героев. Кто-то предпочитает бороться со старым, кто-то — создавать принципиально новое, а кто-то — развивать доставшееся от предшественника.
Почему же эта книга может быть интересна? Кубань, обладая своей спецификой, тем не менее наравне с другими регионами России вовлечена в один общий политический процесс. В 1937 году на ней так же искали врагов народа, при Хрущеве — пытались догнать и перегнать Америку, а в позднюю перестройку — полностью меняли систему. При Медунове Кубань собрала рекордный миллион тонн риса, при Ткачеве — провела первую зимнюю Олимпиаду в нашей стране. И если автор сравнивает своих героев, то мы, прочитав это исследование, можем сравнить судьбу Краснодарского края с судьбой нашего региона. Или же задаться вопросом: а как хорошо известна нам история наших губернаторов?