Опубликовано в журнале Нева, номер 1, 2014
Игорь Шпиленок. Мои камчатские соседи: фотокнига. М.: Самокат, 2013.
Подзаголовок книги — «370 дней в Кроноцком заповеднике», и этим в принципе все сказано.
«С ранних школьных лет я был уверен, что буду работать в заповеднике и что эта работа будет связана с фотографией. Знаменитый на весь мир Кроноцкий заповедник на Камчатке был моей отроческой мечтой» — так начинается книга «Мои камчатские соседи», и последующие 190 страниц подробно описывают «сбычу» этой самой мечты.
Игорь Шпиленок — директор и создатель заповедника «Брянский лес», инспектор охраны Кроноцкого заповедника на Камчатке, фотограф-натуралист, а также автор нескольких фотокниг. На русском языке до «Моих камчатских соседей» была издана всего одна книга — «Долина гейзеров». На английском же — целых две. «Kamchatka. Wilderness at the edge» была создана совместно с мексиканским фотографом и защитником дикой природы Патрисио Роблесом Хилем, и еще фотографиями Шпиленка проиллюстрирована книга его жены, активистки Всемирного фонда дикой природы (WWF) Лоры Уильямс — «The Storks’ Nest». Все эти книги выходили очень небольшим тиражом, и широкую известность Шпиленку принесли только «Мои камчатские соседи», а точнее, то, что им предшествовало.
Книга возникла не на пустом месте, а родилась из блога в «Живом журнале», который Игорь Шпиленок вел «в прямом эфире» во время своего пребывания на Камчатке. Он безвылазно прожил в Кроноцком заповеднике чуть больше года — с 12 сентября 2010 года по 17 сентября 2011-го. Жил он в небольшой инспекторской избушке, до которой добраться можно только на вертолете, и то не в любую погоду. Из благ цивилизации в его распоряжении были только бензиновый генератор, ноутбук и спутниковая интернет-тарелка, благодаря которым он имел возможность почти каждый день рассказывать (и, главное, показывать) всем желающим о том, что его окружает.
Главные герои его рассказов, они же соседи — это многочисленные лисы, медведи, белоплечие орланы, лоси, норки, росомахи и даже полевки, в окружении которых Игорь Шпиленок прожил этот удивительный год. Интернет-дневник Шпиленка привлек внимание, без преувеличения, сотен тысяч читателей, практически каждая запись собирала сотни комментариев.
Созданная по мотивам блога книга сохранила основные черты первоисточника — записи дневника оставлены в первозданном виде с сохранением дат, а на поля вынесены наиболее интересные комментарии читателей и ответы Шпиленка. Жанр дневника заставляет поверить, что все происходящее разворачивается у нас на глазах, и мы всерьез переживаем за героев. Постепенно, вместе с автором, мы узнаем об их характерах и судьбах все больше и больше — у них появляются имена и истории, они играют, шалят, крадут, знакомятся друг с другом, сердятся, стесняются и позируют, в некоторых Шпиленок неожиданно узнает старых знакомых, некоторые, к сожалению, погибают.
По прочтении этой книги возникает ощущение, что спутниковый интернет был когда-то изобретен только для того, чтобы человек по имени Игорь Шпиленок однажды решил взять с собой на далекий камчатский кордон ноутбук и имел возможность прямо оттуда вести блог с картинками.
«Мои камчатские соседи» — это такой гибрид Даррелла и «Маленького принца», приправленный умопомрачительными фотографиями. Шпиленок счастливо и увлекательно прожил целый год среди вулканов, которые он, кстати, вполне в духе принца называет домашними, и зверей, далеко-далеко от всего, что принято называть цивилизацией. И в конце концов нам, читателям, даже на секунду начинает казаться, что это от нашей избушки напрямик до Тихого океана было километров пять; что это у нас лисовин (да-да, мы-то знаем, что лис мужского пола принято так называть) Кузя украл сушившиеся трусы, а его подруга Кузина следом уволокла еще и бельевую веревку; что это мы наблюдали, как медведь Робинзон растолстел настолько, что ему приходилось выкапывать в снегу специальную ямку под пузо, и только потом ложиться; что это мы мудро заметили, что «две трети навыков, полученных от городской жизни, здесь бесполезны». Но лишь на секунду.
Любого взрослого человека эта книга заставляет всерьез задуматься о своей жизни, так ли уж она хороша и не плюнуть ли на все, не сесть ли на ближайший самолет до Петропавловска-Камчатского. Но работа, дети, ипотека, посуда опять же немытая. Так что в каком-то смысле книга именно для детей. Чем раньше они узнают, что на свете бывают такие красоты, что среди них можно жить (и даже интернет под рукой иметь!), что лисы и медведи не только в сказках имеют свой неповторимый характер, тем лучше. Не хочется впадать в морализаторское занудство, но книга Шпиленка действительно может научить правильному, здоровому отношению к природе и, что, наверное, еще важнее, заразить страстью к приключениям. Воображать себя пиратом может каждый, но он рано или поздно вырастет, поймет, что пиратов не существует, и пойдет работать бухгалтером, а вот кем пойдет работать ребенок, с детства воображавший себя Шпиленком, другом настоящих, невыдуманных лис и медведей, — это еще вопрос.
Мария-Анна Гущина