Опубликовано в журнале Нева, номер 10, 2013
Вячеслав Рыбаков. Руль истории. — СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Союз писателей Санкт-Петербурга», 2012. — 280 с.
Разговор о книге Вячеслава Рыбакова хотелось бы начать с цитаты, которая, с одной стороны, странным образом выбивается из общего доброжелательного тона корпуса его статей, а с другой — служит некоей квинтэссенцией всего сказанного автором. Слова Рыбакова, на которые хотелось бы обратить внимание, звучат так: «Вот помяните мое слово: атеист и коммунист Гагарин сейчас в раю, с восторгом штудирует учебники по сверхсветовой космонавигации, а натужно крестившегося Ельцина весело и НЕСКОНЧАЕМО крутит на фарш дружная интернациональная бригада из христианских, мусульманских и буддийских бесенят. Помрете — сами увидите». Тут дело вовсе не в мрачноватом остроумии, демонстрируемом автором (впрочем, будущим читателям книги хочется сказать, что пассаж этот снабжен специальной сноской и комментарием Рыбакова). Дело в его позиции по отношению к тем или иным историческим личностям, выступающим в роли катализатора или, напротив, тормоза прогресса, как его понимает автор.
Империя, по Рыбакову, не может существовать только лишь за счет экономики, когда ее жители руководствуются только шкурными интересами. Человеку для удовлетворения запросов Империи необходимы моральные, этические и гуманистические ориентиры. Такие ориентиры может дать идеология. Как бы ни был плох коммунизм, он все же давал людям подобные ориентиры. И одним из них был полет Гагарина — пожалуй, самое светлое и радостное событие за всю историю большевистской власти.
Ельцин, в противовес Гагарину, олицетворял собой атмосферу стяжательства. Он не служил нравственным примером для сынов своей Империи. С точки зрения Рыбакова, он не оставил после себя ничего позитивного. Его идеалы — это антиидеалы, следовательно, он идеологический антипод Гагарина, хотя и боролся с коммунизмом.
Многие знают Рыбакова как блестящего специалиста по истории Китая. Именно в истории Поднебесной черпает он вдохновение для своих тезисов. По его словам, в Китае, который всегда был и остается Империей, роль двигателя сыграло конфуцианство, поскольку оно явилось средоточием необходимых для жителей страны идеалов. Автор книги напоминает нам о замечательном термине — цзюньцзы, что означает «совершенный муж», верный сподвижник в решении всех насущных проблем. Следуя учению Конфуция, совершенный муж не только стоит на страже интересов своей Родины. Прежде всего, он верный семьянин. Кстати говоря, в китайской письменности понятия «ухаживать за родителями» и «служить в ближайшем окружении государя» обозначались одним и тем же иероглифом.
Что касается России, то. говоря о ней, автор считает нужным лишний раз подчеркнуть, что Россия тоже Империя. Здесь уместно будет привести определение Рыбакова, данное этому понятию: «Империя — это не беззаконный расстрел герцога Энгиенского и не “Зиг хайль”. Не армады танков и не всесилие спецслужб. Такими сомнительными радостями вполне могут время от времени тешиться и многонациональные государства. Империя — это единый календарь там, где еще недавно было много разных древних календарей. Империя — это единое светское право там, где рядышком уживаются несколько разных религиозных правовых систем. Империя — это единая экономика там, где внутри одной политической границы оказалось несколько принципиально разных ландшафтов — пустыня и тундра, необъятные горные массивы и раздольная равнина на полматерика».
Человек, живущий в Империи, порой вынужден заниматься делами, не приносящими ему прямой выгоды. Вот почему ему так необходимы патриотизм и устойчивые понятия о добре и зле. В России эти качества держатся на одном большом ките — на православии. Именно православие беспрерывно подпитывает человека энтузиазмом в вершении его дел и твердой уверенностью в том, что он трудится на благо своей страны. Православие в России подобно конфуцианству в Китае. Это почва, без которой мы не сможем твердо стоять на ногах.
Таковы, в общих чертах, основные идеи сборника статей Рыбакова. Разумеется, книга ими не исчерпывается. Автор говорит с нами на разные темы доступным языком и дружелюбным тоном.
Вообще дружелюбие автора по отношению к своим оппонентам сегодня большая редкость в отечественной публицистике и, в особенности, в короткой публицистике, которую мы ежедневно наблюдаем, включая компьютер, в различных блогах. Хотим мы того или нет, но общество сегодня поделено на противоборствующие лагеря, представители которых не стесняются обливать друг друга грязью. Тому подтверждение многочисленные «поединки», в которых либералы и реакционеры, демократы и народники, правые и левые чуть ли не плюют друг другу в лицо. Вячеслав Рыбаков не из таких. Он умеет тонко поддеть своих противников, но на грубость он не способен. Отстаивая свою позицию, с которой можно соглашаться или нет, он всегда предельно корректен. Именно этим и подкупает его книга, книга, в которой нетривиальный взгляд на прошлое и будущее России изложен доступно и интересно.
Виталий Грушко