Опубликовано в журнале Нева, номер 2, 2009
Мария Александровна Черняк — доктор -филологических наук, профессор кафедры новейшей русской литературы РГПУ им. А. И. Герцена.
Взгляд на развлекательную литературу глазами библиотекаря
Чтение в библиотеках России. Информационное издание. Выпуск 6. Развлекательное чтение в библиотеках. СПб.: Российская национальная библиотека, 2007
В середине ХХ века стали говорить о функциональной неграмотности как о тяжелой болезни современного общества. «Большинство людей читать не умеет, большинство даже не знает толком, зачем читает. Одни полагают чтение по большей части трудоемким, но неизбежным путем к └образованности“, и при всей своей начитанности эти люди в лучшем случае станут └образованной“ публикой. Другие считают чтение легким удовольствием, способом убить время, в сущности, им безразлично, что читать, лишь бы скучно не было», — такой диагноз читателю ХХ века ставил Г. Гессе. А уже в новом веке, в 2005 году, по заказу «Российской газеты» и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Аналитический центр Юрия Левады провел исследование «Массовое чтение в России». Результаты оказались ошеломляющими. По ним можно сделать вывод, что современная Россия переживает своеобразную катастрофу чтения. «Хочется схватиться за голову: люди добрые, что же вы читаете?! То ли это молчаливый заговор злых сил, то ли теневая сторона больших денег?» — восклицает писатель Николай Шмелев[1], реагируя на то, что наибольший спрос у населения имеют глянцевые журналы и жанры массовой литературы (детективы, мелодрамы, фэнтези). Очевидно, современному читателю, живущему в ситуации постоянных стрессов, требуется средство, снимающее избыточное психическое напряжение от обрушивающихся на него информационных потоков, редуцирующее сложные интеллектуальные проблемы до примитивных оппозиций («хорошее–плохое», «наши–чужие», «добро–зло», «преступление–наказание» и т. п.), дающее возможность отдохнуть от социальной ответственности и необходимости личного выбора. Постепенно именно массовая литература берет на себя функцию отвлечения от монотонности повседневности и начинает определять диапазон культурных потребностей человека, который с удовольствием наблюдает за похождениями и подвигами серийных героев романов А. Марининой и С. Лукьяненко, П. Дашковой и В. Панова, Д. Донцовой и Э. Тополя, осознавая при этом, что описываемые преступления никак не нарушают его психологического покоя.
В прошлом году в России вышло 633 миллиона книг и брошюр, 134 миллиона из них — беллетристика. Цифры фантастические. Как можно ориентироваться в этом книжном изобилии? Негативные тенденции книжного рынка не исчерпываются только сокращением чтения. Изменилось отношение к книге и чтению вообще. Чтение перестало быть человеко— и культурообразующим ресурсом, книги читают либо строго функционально, либо рутинно, примерно так же, как автоматически переключают кнопки телевизионного пульта. Узнаваемой приметой сегодняшнего дня стали курсы «быстрого чтения», приучающие к диагональному чтению на бегу. «Современная ситуация в этом от-ношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением», — этот грустный приговор озвучен в «Национальной программе поддержки и развития чтения». Увлечение читателей выходящими миллионными (!) тиражами глянцевыми журналами «Караван историй», «Семь дней», «Hello», «Домашний очаг» и др., которые скорее не читают, а пролистывают, подтверждают грустную правоту слов критика Натальи Ивановой: «В результате дефолта читатель делается подозрителен к подлинному литературному капиталу — он теперь всего боится, боится, что его надувают и здесь, не хочет более быть лохом. И — перестает читать. Перестает быть читателем. Освобождается от этой необязательной теперь привычки — как от вредной. Раз обманули, два подсунули… больше не читаю. Бесполезная трата времени. Собирает диски, грибы, ягоды, слушает музыку. Смотрит видео. Он — в курсе, он — продвинутый. Стало не стыдно быть не читателем, — ведь существует множество других, более полезных и практичных не только занятий, но и развлечений»[2].
В связи с этим очень своевременно и актуально появление шестого выпуска информационного издания «Чтение в библиотеках России», посвященного чтению развлекательной литературы в библиотеках. Необходимо отметить, что коллектив авторов этого сборника — исследовательская группа Центра чтения Российской националь-ной библиотеки — работает над этой темой с 1995 года, собрав поистине уникальный материал по изучению современного читателя. Сегодня, когда мы существуем в мире многочисленных и разнообразных электронных библиотек, сетевых книжных супермаркетов, часто берущих на себя функцию «проводника» читателя, роль библиотекаря приобретает особое значение. Именно библиотекарю часто приходится отвечать на вызовы современной культуры, современного общества потребления, современной массовой литературы. Отвечать читателю, которому бывает невероятно сложно сориентироваться в море чуть ли не ежедневно появляющихся новинок.
«Скажут, что критика должна единственно заниматься произведениями, имеющими видимое достоинство; не думаю, иное сочинение само по себе ничтожно, но замечательно по своему успеху или влиянию; и в сем отношении нравственные наблюдения важнее наблюдений литературных», — эти слова, звучащие современно в конце ХХ века, были сказаны А. С. Пушкиным сто пятьдесят с лишним лет назад). В конце 1990-х годов произошли очевидная маргинализация и коммерциализация отдельных слоев культуры; литература стала превращаться в один из каналов массовой коммуникации, что ярко проявляется в современной литературной практике. Поэтому обращение к проблемам массовой литературы становится особенно актуальным и необходимым, так как внимание к произведениям «второго ряда» не только расширяет культурный горизонт, но ра-дикально меняет исследовательскую оптику. Ведь разнообразие массовой культуры — это разнообразие типов социаль—ности. Уникальный банк данных, собранных в процессе исследования «Чтение в библиоте-ках России» в 1995–2006 годах, позволил сотрудникам Центра чтения НМО РНБ ответить на некоторые вопросы: каким направлениям развлекательной литературы отдают предпочтение жители провинциальной России, остались ли в чтении россиян авторы популярных в прошлом произведений и, самое главное, как относятся читатели и биб-лиотекари к существованию массовой литературе на полках библиотек. Интерес к массовой литературе представляется вполне закономерным, поскольку изменения в обыденном сознании в значительной степени обусловлены изменением круга чтения.
Коллектив авторов (Л. В. Глухо-ва, -О. С. Либова, А. Г. Макарова, Э. А. Во-ронина, А. С. Степанова) оказался в ситуации выбора. С одной стороны, развлекательная ли-тература преобладает как на книжном рынке, так и в библиотеках. С другой стороны, массовая литература тривиальна и примитивна по своей сути. Так должны ли библиотеки покупать, а тем более предлагать читателю плоды массовой культуры, если читатель обратился к нему с неопределен-ным запросом: «Дайте что-нибудь почитать»? Задав себе этот вопрос, авторы выбрали очень точный и научно верный принцип построения сборника, представляющего собой прежде всего информационное издание, адресованное сотрудникам библиотек всех систем и ведомств. Авторы выбрали метод цитирования мнений писателей, филологов, литературных критиков, культурологов и со-циологов для того, чтобы проиллюстрировать сложную картину, не позво-ляющую делать скоропалительные выводы как ученым-библиотековедам, так и библиотекарям-практикам.
Очевидно, что массовая литература создается в соответствии с запросами читателя, нередко весьма далекого от магистральных направлений культуры, однако ее активное присутствие в литературном процессе эпохи — знак социальных и культурных перемен. Постичь особенности массовой литературы, своеобразие ее жанров и поэтики — значит не только определить сущность этого социокультурного феномена, выявить сложные взаимоотношения «большой» и «второразрядной» литературы, но и проникнуть во внутренний мир нашего современника. Это блестяще удалось Л. В. Глуховой и О. С. Либовой, авторам главной (и самой объемной) статьи сборника «Развлекательное чтение в прошлом и настоящем», в которой на широком материале убедительно продемонстрировано, какое место занимала «легкая литература» в репертуаре чтения широких слоев населения в XIX и XX веках. Действительно, принцип получения удовольствия становится смыслообразующим мотивом поведения человека, ставшего потребителем. В связи с этим можно утверждать, что процесс получения удовольствия от процесса чтения связан сегодня в большей степени с текстами именно массовой литературы, поскольку литература высокая, элитарная требует от современного читателя не только труда, внимания и активной мыслительной работы, но и читательской компетенции, столь необходимой при разгадывании интертекстуальных игр писателей.
Массовая литература занимает промежуточное положение между обыденной культурой, осваиваемой человеком в процессе его социализации, и специализированной, элитарной культурой, освоение которой требует определенного эстетического вкуса и образовательного уровня. В какой-то степени массовая литература выполняет функцию транслятора культурных символов от специализированной культуры к обыденному сознанию, при этом -основная ее функция — упрощение и стандартизация передаваемой информации. Она оперирует предельно простой, отработанной предшествующей культурой техникой, что обнаруживается в штампах и схемах создания разных жанров. Каноническое начало, эстетические шаблоны построения лежат в основе всех жанрово-тематических разновидностей массовой литературы (детектив, приключенческий -роман, триллер, боевик, мелодрама, фантастика, фэнтези, костюмно-исторический роман и др.), именно они формируют «жанровое ожидание» читателя и «серийность» издательских проектов. Поэтому закономерно, что в сборник вошли статьи -«Приключенческая литература, «Детектив» и «Фантастика», «Любовный роман и его читатели», включающие подробную характеристику каждого жанра, краткий -обзор его направлений и сведения о чтении, степени популярности произведений этого жанра. Предлагаемый материал снабжен таблицами, обобщающими собранные в процессе исследования «Чтение в библиотеках России» и харак-теризую-щими читателей и чтение развлекательной литературы.
Массовая литература является важным источником информации о жанровых ожиданиях читателя, об авторских стратегиях, о трансформации «языковой личности», о повседневной жизни человека. Нельзя не согласиться с мнением писателя Макса Фрая: «Книга — волшебное зер-кало, в котором читатель отчаянно ищет собственные мысли, опыт, схо-жий со своим, жизнь, описанную так, как он это себе представляет. ‹…› Интеллектуал, теребящий └Ма-ятник Фуко“, и сред-нестатистичес-кий лох, уткнувшийся в очередной том эпопеи о └Бешеном“, были бы потрясены, узнав, насколько они по-хожи. Но эти двое действительно почти близнецы, они в одной лод-ке»[3]. Это высказывание убеждает в том, что массовая литература, беллетристика, мидллитература, литература постмодернизма, использующая язык массовой культуры, и элитарная, экспериментальная литература вместе определяют лицо современного литературного процесса. Очевидно, что без любого из этих звеньев картина истории литературы будет неполной. Информационное издание «Чтение в библиотеках России. Выпуск 6. Развлекательное чтение в библиотеках» со всей щедростью отдает широкому кругу специалистов своеобразную связку ключей от двери под названием «Мы, читатели XXI века».