Опубликовано в журнале Нева, номер 9, 2008
В. Б. Шамина. Пути развития американской драмы: истоки, типология, традиции. Казань, 2007
Два века непрерывного, напряженного движения в одной тихо лежащей на столе книге — не удивительно ли? Содержание книги точно соответствует ее названию. Автор прослеживает сложный и длительный литературный процесс в неразрывном единстве с историческим. XIX век представлен в очерках о драматических произведениях, определенных двумя великими событиями: рождением независимой Америки, освободившейся от английского господства после долгой и кровавой борьбы, — и гражданской войной северных и южных штатов в 1860-е годы.
Книга В. Б. Шаминой привлекает прежде всего нечастым, к сожалению, богатством фактов, названий, конкретных исторических и литературных данных — и глубиной их теоретического осмысления и обобщения. Мы узнаем не только о том, какие авторы и какие произведения отражают поразительные события, но и какие законы философии управляют механизмом художественного осмысления действительности.
В. Б. Шамина убедительно показывает, почему именно театр оказывается наиболее адекватным и впечатляющим воплощением разнообразных общественных перемен. Ей удается показать, как закономерности исторического развития, обычно воспринимаемые как логически определенные, изумляют своих участников и зрителей неожиданностью и непостижимостью.
Строго придерживаясь историзма как ведущего принципа анализа, В. Б. Шамина позволяет понять, в какой сложной зависимости от определяющей его роли находится многообразие литературных явлений. Эта зависимость заметна не только в исторических пьесах, но и в “семейной драме”, и, казалось бы, свободной от историзма и даже противоречащей ему драме мифологической.
Автору удается воспроизвести индивидуальный облик анализируемых пьес и тем более — их героев, не позволяя забыть об определяющей их общей закономерности и тем самым удовлетворяя одно из главных требований, предъявляемых литературоведам.
Так, М. Блэнкфорт и М. Голд, авторы пьесы “Боевой гимн” (1936), изображают самозабвенную преданность Джона Брауна судьбе американских негров в широком историческом контексте (с. 42) и в то же время воссоздают неповторимое своеобразие его героической личности, его борьбы за права человека. Эта пьеса удачно сопоставляется с пьесой на эту же тему Барри Стейвиса (“Харперс Ферри”, 1962). Подчеркиваются ее более обобщенно философский характер и внимание автора к осознанию Джоном Брауном жертвы. Он говорит: “Несколько мгновений в петле — и я вырву свободу из мрака, казалось бы, очевидного поражения” (с. 46).
Как позволяет понять В. Б. Шамина, в некоторых пьесах не меньшее значение, чем сами герои, имеют зависимые от них второстепенные персонажи, иногда даже беспомощные подростки (“Мой родственник майор Молино” поэта Лоуэлла (с. 29–30)).
Живая характеристика важной в американской драматургии XX исторической тематики показывает подчинение ее “внеисторическим общечеловеческим проблемам, нравственным и философским” (с. 27), актуальным для эпохи их создания.
Актуальной общественной проблематике служат и многочисленные “семейные драмы”: В. Б. Шамина справедливо оценивает сложное соотношение узколичных чувств и переживаний с общими проблемами породившей их эпохи. Чем глубже психологизм драматургов, тем яснее мотивирована их трагическая концепция. Тайны одного семейства оказываются частичкой непостижимой тайны бытия.
Трагедийные мотивы сочетаются в американском театре с ироническими, пародийными, подчеркивающими, по противоположности, пугающую неразрешимость земных бедствий. Пессимизм многих американских драматургов, их неверие в будущее “подрывают основы одного из расхожих мифов об американском процветании” (с. 97).
В главе, посвященной мифологической драме, В. Б. Шамина тонко раскрывает парадокс, в силу которого сродством истолкования современности становится обращение к античной мифологии и к библейским притчам и сюжетам; так утверждается неизменность земного существования (с. 99), восстанавливается “связь времен”.
За главой о мифологической драме хотелось бы читать отодвинутые дальше содержательные главы о литературных традициях, представленных в американском театре: западноевропейской, в частности романтической, традиции и пьес А. П. Чехова. В эти главы, бесспорно, вложен огромный исследовательский труд на содержательном и формальном уровне. Очень верно определено соотношение испытанных писателями внешних воздействий и индивидуальных тенденций их творческого развития.
Воздействие великих мастеров — Ибсена, Б. Шоу, Брехта, Чехова — прослежено Шаминой очень тщательно и детально. Показаны трудные пути их последователей, новизна и дерзость их выдумки, несмотря на ощутимую связь со своими вдохновителями. Подчеркивая завоевания драматургии совсем современной, автор, однако, с трезвой объективностью отмечает вторичность ее тематики, проблематики и художественной системы по сравнению с ее источниками (с. 253).
Мне кажется, что только по завершении исследования исторических и литературных традиций современного американского театра стоило бы, как бы в приложении, описать судьбу “женской драмы”. Справедливость требует указать, что специфика этой темы, в соответствии с общей методикой книги В. Б. Шаминой, предстает в связи с одной из главных проблем американской истории — отношениям “белых” и “черных”, ее нравственного и общественного значения.
Внимательное рассмотрение рецензируемой книги не может не привести к заключению о ее значительности, эрудированности, яркости. Социально-политические и морально-философские идеи доводятся до сознания читателей благодаря предельной активности и содержательности художественной формы.
Вера Борисовна прекрасно сознает и отмечает, что не может объять необъятное, но радует обещанием продолжить свой труд. Пожелаем ей успеха и последуем ее примеру.
Нина Дьяконова