Опубликовано в журнале Нева, номер 5, 2007
Как широко, как мощно на Руси. Как люблю тебя, матушка Россия. Загадка вечная и громадный поток бури,
Грусти и веселья удалого. Такого веселья нигде нет.
А. В. Станчинский
В истории русского искусства много белых пятен. Одним из них является судьба композитора Алексея Владимировича Станчинского, мало известная и специалистам, тем более не знал бы ее и автор статьи, инженер — электроник по специальности, если бы не воспоминания детства.
…Синие сумерки за окном. В небе мерцают звезды. По крышке кабинетного рояля “Бехштейн” скользят лиловые блики. На улице морозно, в комнате тепло и уютно. В углу топится печка, потрескивают дрова. В комнате полутьма, по углам наплывают зеленовато-коричневые тени. Из приоткрытой дверцы печки вырываются оранжевые снопы света, рассекают зеленоватый полумрак и выхватывают из тьмы портрет. Худощавое нервное лицо. Композитор Алексей Владимирович Станчинский.
Моя мама рассказывала романтическую историю любви тети, Анны Александровны Астафьевой и композитора Алексея Владимировича Станчинского. Семьи Астафьевых и Станчинских были дружны между собой, и, конечно же, для юной Анны, будущей пианистки и преподавателя детской музыкальной школы, делающей первые шаги в музыке, Алеша Станчинский, начинающий композитор был предметом восторженного поклонения и первой девичьей влюбленности.
Алексей Станчинский был талантлив во всем. Музыку начал сочинять с пяти лет. Писал стихи и рассказы, знал три языка, увлекался ботаникой и энтомологией, тонко чувствовал живопись, рисовал сам.
Творческое наследие композитора Станчинского невелико, в основном, это фортепианные миниатюры. Композитор был безгранично влюблен в природу России, русское народное творчество-былины, сказки, песни.
Композитор Станчинский сумел предугадать многие черты русской музыки XX века, позднее нашедшие отклик в творчестве молодого Стравинского, Прокофьева, Мяковского и Шостаковича.
Ученик известного русского композитора Сергея Ивановича Танеева, Станчинский, как и его учитель, был прекрасным пианистом. 2 марта 1914 года Станчинский принял участие в концерте московских композиторов в Малом зале консерватории. В семье автора этих строк хранится письмо Станчинского Анне (Норите, как шутливо обращался к ней композитор) Астафьевой, написанное на обороте программы этого концерта.
“Я еще первый, собственно, раз играл публично, — писал композитор. — Заметил много дефектов. Ах, как еще много мне нужно заниматься!.. Мне понравилось, в общем, играть публично. Есть в этом что-то привлекательное. Я был вполне спокоен, но пальцы иногда мне не поддавались и также местами не хватало силы. Буду надеяться, что это в будущем будет”.
Никому не дано знать будущего, не знал и Станчинский, что через полгода он перешагнет порог дома своего, чтобы не вернуться никогда…
…Религия была его последним увлечением. Весь в черном, с узелком белья и житием святого Алексия под мышкой, он переступил порог, чтобы слиться с бесконечностью.
…Только через два дня нашли его крестьяне на берегу реки, в шести верстах от имения. Так трагически, от приступа нервной болезни, 3 сентября 1914 оборвалась жизнь двадцатишестилетнего композитора Алексея Владимировича Станчинского, даже не успевшего закончить Московскую консерваторию. Яркой звездой вспыхнуло его творчество, и погасло, не успев набрать полной силы.
…Вечером, в сумерках, комом к горлу подступают воспоминания. Бархатное темно-синее небо. Ярко сияют звезды. Неожиданно серебром прочертило синеву неба. Звездочка упала, а я успел загадать желание! В вечерней тишине, эхом давно ушедшего, а может быть и по сей день длящегося детства, прозвучала музыка Алексея Владимировича Станчинского.
Список
использованной литературы
1. Сборник “Вопросы теории и эстетики музыки” Вып. 10. Л., 1975.
2. Письмо композитора А. В. Станчинского от 4 марта 1914 года, написанное на обороте программы концерта московских композиторов, состоявшемся 2 марта 1914 года в Москве. (Из личного архива автора.)