Опубликовано в журнале Нева, номер 12, 2007
Волшебная скрипка поет для нас
Н. Андерс. Волшебная скрипка Мастера. М.: АСТ–Зебра Е, 2006. Город под вулканом. М.: Астрель–Зебра Е, 2007
Цикл сказочно-фантастических повестей Ники Андерс — это гимн дружбе, без которой человек обойтись не может. Вычеркните из жизни маленького читателя очеловеченные им игрушки, собаку, кошку или скромного волнистого попугайчика, сведите к минимуму общение с детьми, и через несколько лет будете иметь дело с рафинированным эгоистом, который искренне считает себя центром вселенной, не умеет общаться с людьми и поэтому становится злым и жестоким. “Волшебная скрипка Мастера” — мощная “прививка” против подобной болезни.
Герои сказки каждый день встречают с улыбкой, хотя им довелось пережить немало трудных испытаний. Они приходят на помощь друг другу по зову сердца, помочь нуждающемуся в поддержке и утешении все равно что дышать. Алиса спасает брошенный, забытый всеми клавесин, вместе с волшебным Черным Сверчком выручает сеттера Эльзу и ее щенков, дети и собаки помогают касатке вырваться из браконьерской сети, а сами браконьеры осознают, что затеяли подлое дело. “Их обидели люди, и они стали трусливыми. Трусость порождает злобу. Они хотели выместить свою злобу на беспомощной касатке. Да, они не скоро придут в себя от того, что замышляли. Мы должны им показать, что уже всё забыли и что мы им верим”, — говорит Иосиф. Мальчик, переживший трагедию и долгое время передвигавшийся с помощью инвалидной коляски, знает,что говорит: надо верить в добро, творить его своими собственными руками.
Но добро может быть деятельным только тогда, когда борется со злом без оглядки на возможное поражение. Персонифицированным злом в произведении выступает Горбоносый. Ради корысти он способен на все: утопить щенков, оболгать женщину, держать взаперти ребенка, ведь для достижения цели все средства хороши. И герои объединяются, чтобы бороться с ложью, ненавистью, злобой и жестокостью. Марта, “которая была всегда”, находит свою дочь, к людям возвращается искалеченная скрипка, сохранившая душу, но, к сожалению, утратившая голос. Она долго висела на крюке, а потом Горбоносый в припадке злобы разбил ее. А на что годится разбитая скрипка? Из нее выйдет разве что только оригинальная пепельница… Впрочем, можно сломать гриф, порвать струны, соскрести лак, обжечь корпус окурками, но скрипка все равно остается жива. Читатель верит, что рано или поздно к ней вернутся голос и радость жизни, когда ее коснется рука мастера и она сможет петь снова.
“Радует дело, а обижает забвение”, — утверждает Сверчок. Никто из героев сказки не представляет себе жизни без дела, рефлексирующему герою здесь не место. В книге Ники Андерс гораздо комфортнее чувствует себя волшебство. До океана две тысячи километров, но “дорога спасения укорачивает путь… Нужно сложить энергию доброты, милосердия, умножить на силу желания, а потом разделить на этот результат расстояние до океана”. И это вполне по силам Черному Сверчку, уж не праправнук ли он того самого говорящего сверчка, который когда-то наставлял на путь истинный Буратино?.. Не может обойтись волшебная сказка и без такого мистического предмета, как зеркало. Алиса и ее друзья “у зеркала, где муть и сон туманящий” могут выпытать не только путь, но и чувства, эмоции, которые зеркало мастерски передает с помощью цвета. А если зеркало захочет, то захлопает резными крыльями рамы и полетит птицей на помощь друзьям.
Герои сказки каждый день начинают с вопроса: “Случилось что-нибудь хорошее?” И действительно, хорошее случилось в самом начале второй книги: нашелся мастер Маг, настоящий маэстро, который сумел починить разбитую скрипку Старика и вернул ей чудесный голос. В руках Иосифа скрипка запела — запела так, что ее голос врачует дух и душу. Вспомним актуальный лет двадцать назад вопрос: “Зачем нужна дорога, которая не ведет к храму?” — и спросим слегка иначе: “Зачем нужно искусство, не сеющее доброту?” Не абстрактное добро, а именно доброту, которой человек руководствуется в жизни, потому что не может иначе. Общаясь с другими, он никогда не заденет и не оскорбит, не будет давать бесконечных советов, вроде “вот я бы на твоем месте…”, а подставит плечо “в минуту злую”, когда помощь действительно нужна. Именно деятельную доброту несет скрипка, на которой, вкладывая все свое умение и душу, играет Иосиф. Великие творения Бетховена и Брамса, Моцарта и Сибелиуса, Паганини и Чайковского превращают плач одиноких приютских детей в радость — они слышали удивительную музыку, их катала на спине веселая касатка Каси. Они ощутили в полной мере, что такое простор и свобода.
Черствые и жестокие осознают черноту своих поступков: выросшие дети, сдавшие своих стариков родителей в приют для престарелых, разбирают их по домам. Наркоманы излечиваются после нескольких концертов и уже никогда не вернутся к пагубной привычке, потому что к ним пришло чувство ответственности — ответственности за других: “Музыка вливалась в самое сердце, захлестывала душу такой радостью, какая просыпается ранним весенним утром вместе с человеком и затопляет его надеждами и желаниями творить добро”.
Даже жестокосердный Горбоносый устыдился собственных поступков и заслужил, чтобы его называли по имени — Тор. Его простили: “он ведь уже другой человек!” Даже Иго, сколотивший свое состояние на наркотиках, который “ненавидит скрипачей”, был вынужден признать свое сокрушительное поражение. Когда-то он был неплохим архитектором и немало построил для людей красивых, удобных и теплых домов. Самое время снова этим заняться. А ведь архитектура, как известно, — это застывшая музыка…
Оригинальный стиль и манера письма выгодно отличают работу Ники Андерс. Мастерски использует писательница неожиданные сравнения и метафоры, обращают на себя внимание и богатство фантазии, и сила эмоций, и некая взволнованная приподнятость повествования. Свежие и яркие образы надолго запомнятся маленькому читателю, которому, без сомнения, захочется еще не раз встретиться с полюбившимися героями.
Давайте согласимся с выводом Ники Андерс, обращенным к каждому из нас: “Бессмысленно спасать человечество, надо спасать человека”. Это и делает писательница, открывая своему читателю житейские истины, которые, возможно, незнакомы и многим взрослым. “Если становится тошно, надо плавать”, — утверждает Каси. И действительно, как бороться с болью, тоской, обидами и унынием? Конечно, что-то делать, а не жалеть себя, лелея мечту мести. Если маленький читатель будет готов “в любое время принять участие в интересных делах, особенно когда они помогают выздоровлению духа”, то можно считать, что цель автора. “У каждого, — утверждает Ника Андерс, — есть своя партия в жизни, а все вместе — это слаженный оркестр”. И только тот, кто приучен творить добро, сможет стать полноправным членом этого оркестра жизни и обязательно сыграет, пусть небольшую, но сольную партию.
“Важное событие движет человека к добру”, полагаем, что сказка “Волшебная скрипка Мастера” как раз и есть такое важное событие.
Елена Камышанская