Опубликовано в журнале Нева, номер 11, 2007
В августе 2007 года было объявлено, что мосту через Неву будет возвращено первоначальное название — Благовещенского. Новый мост сделался шире прежнего на 13 метров. В связи с этим стоило бы подробнее рассказать о самой площади: ходят слухи, что и ей будет возвращено прежнее название.
16 мая 1703 года, в день Святой Троицы, Петр I основал город Санкт-Петербург. Деревня Гангуева находилась тогда приблизительно на месте бывшей Благовещенской площади. При императоре Петре Алексеевиче здесь был каторжный двор. Но город постепенно расширялся.
Другим крупным сооружением столицы стал Николаевский дворец, построенный по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера в 1853–1861 годах. (Ныне он числится на площади под номером 4.) Стоявшее здесь прежде здание морских казарм пришлось срочно разобрать[1]1. Николаевским он был назван в честь сына Николая I великого князя Николая Николаевича (старшего). Всего же у Николая I было семеро детей. Один из них сделался в 1855 году императором Александром II (1818–1881). Кстати говоря, недавно мы отмечали 100-летие завершения строительства собора на месте гибели его, который строился по проекту архитекторов А. Парланда и И. Малышева и был закончен в 1907 году. Он получил название Спаса на крови и располагался на набережной Екатерининского канала (ныне канала А. С. Грибоедова). А убили его народовольцы, среди которых были С. Перовская и А. Желябов. Сейчас в нем находится музей.
В отделке внутренних помещений дворца вышеупомянутый архитектор широко варьировал и мотивы ренессанса, и приемы барокко, и классический ордер. Сложностью оформления отличался интерьер дворцовой церкви, над помещением которой снаружи поднималась башенка звонницы, заканчивавшаяся луковичной головкой. Она была построена в 1863 году и называлась церковью Божьей Матери Всех -Скорбящих Радости. Церковь эта сейчас возрождена.
К Николаевскому дворцу с восточной стороны примыкали служебные здания, занимавшие целый квартал. Все вместе они образовывали целостный архитектурный комплекс, -несмотря на значительные различия в оформлении фасадов. С ренессансными формами главного фасада дворца гармонировало шатровое пятиглавие расположенной рядом со зданием церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, в композиции которой опять-таки встречались мотивы ренессанса. Она была построена в 1849 году в русско-византийском стиле тем же архитектором А. И. Штакен-шнейдером.
Дворец и церковь определили облик широкой площади, сложившейся к югу от Благовещенского моста через Неву, открытого в 1850 году. Чугунный арочный мост был соо-ружен в 1843–1850 годах по проекту инженера С. В. Кербедза. В оформлении его принимал также участие архитектор А. П. Брюллов. Мост был восьмипролетным, пролет у левого берега реки — разводным. Согласно легенде, Николай I обещал Кербедзу повышать звание за каждый пролет, отчего инженер якобы быстро пересмотрел проект в сторону увеличения числа пролетов. Кербедз действительно получил генеральский чин после завершения строительства моста. На тот момент это был самый длинный мост в Европе: его длина равнялась 300 метрам. Открытый 13 ноября 1850 года мост получил имя Благовещенского от церкви Конногвардейского полка, располагавшейся на левом берегу Невы. Среди небольших церковных сооружений Петербурга несомненную художественную ценность представляла мраморная часовня святителя Николая Чудотворца, построенная в 1854 году на Благовещенском мосту, перед его разводной частью. Внутри часовни находился большой мозаичный его образ, исполненный русскими мастерами в Риме. Во время реконструкции моста в 1930-х годах часовню снесли, а ее художественное убранство уничтожили.
После кончины Николая I в 1855 году мост переименовали в Николаевский. В революционные годы на правом берегу вблизи моста находился крейсер «Аврора», откуда он и произвел исторический выстрел по Зимнему дворцу 25 октября 1917 года. В 1918 году мост получил имя лейтенанта П. П. Шмидта (1867–1906). Петр Петрович Шмидт был лейтенантом Черноморского флота в отставке, одним из руководителей Севастопольского восстания в 1905 году на крейсере «Очаков», героем первой русской революции. В 1906 году он был расстрелян царскими властями.
В 1895 году в Николаевском дворце расположился Ксенинский женский институт, названный так в честь сестры Николая II Ксении Александровны (1875–1960), которая скончалась в эмиграции, в Лондоне. Она была замужем за великим князем Александром Михайловичем, внуком Николая I (1866–1933). Его дворец находился на набережной Мойки, 106. А ее доходный дом располагался в доме 35 на Офицерской улице (с октября 1918 года улице Декабристов). Оба эти здания принадлежат ныне Университету физической культуры и спорта имени П. Ф. Лесгафта. -В этом Ксени-нском институте обучались и воспитывались девочки-полусироты из дворянских семей. В крыле здания со стороны сада девочки жили, а далее в части здания у них была столовая с высокими металлическими столбами. Столовая эта сохранялась и в советские годы. Сейчас там находится ресторан «Гим-назия».
В начале 1918 года здание было передано профсоюзным организациям, что повлекло за собой его перепланировку и уничтожение наружного луковичного завершения дворцовой церкви. В самом же здании бывшего Николаевского дворца размещаются сейчас Дворец труда и Музей профсоюзов. По зданию сейчас регулярно проводятся экскурсии, а возле его то и дело останавливаются автобусы с приезжими людьми. Дворец труда привлекает к себе внимание мемориальной доской с изображением В. И. Ленина при входе. Надпись на ней напоминает о том, что он выступал здесь в 1918 году. Это одна из двухсот мемориальных досок, посвященных ему, в нашем городе.
Вообще о мемориальных досках надо сказать особо. Например, мемориальная доска, извещающая о том, что В. И. Ульянов (Ленин) сдавал экзамены в 1891 году по юридическому факультету Петербургского университета, исчезла с бокового фасада его главного здания, обращенного на Университетскую набережную. А мемориальная доска, посвященная его старшему брату, А. И. Ульянову, напротив ректорского флигеля, сообщающая, что в 1883–1887 годах он учился на кафедре зоологии беспозвоночных физико-математического факультета, осталась. Мемориальная доска, посвященная В. Г. Белинскому на доме послевоенной постройки на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки, извещает, что он когда-то жил здесь. А он снимал комнату в бывшем здесь когда-то дворовом флигеле. На фасаде дома № 11 по нынешней улице Декабристов мемориальная доска сообщает, что в 1921–1922 годах здесь жил А. С. Грин. Но на самом деле он здесь никогда не жил[2].
Но вернемся к основной теме.
В 1929 году Благовещенская церковь с площади Труда была снесена, как храм Воскресения Христова на нынешней площади И. П. Кулибина и Покровская церковь на площади И. С. Тургенева. Всего же было ликвидировано в нашем городе 62 церкви. И сейчас кажется, что в центре этих площадей чего-то недостает.