Опубликовано в журнале Нева, номер 10, 2007
Исполнилось сто лет со дня смерти архитектора А. Г. Успенского. Он ушел из жизни 26 марта 1907 года. В то же время умерла и его жена — Евгения Нейберг, уже не было в живых сына Германа.
Статью о А. Г. Успенском написал редактор журнала “Известия общества гражданских инженеров” Павел Михайлович Макаров (1907. № 4). Искусствовед П. М. Макаров — почти ровесник А. Г. Успенского. Оба закончили курс обучения в Институте гражданских инженеров. Сохранилось созданное на улице Профессора Ивашенцева здание из красного кирпича рядом со Строительным техникумом. Это единственное здание санитарного назначения для людей, нуждающихся в санитарной обработке, построено в 1905 году по проекту А. Г. Успенского. На набережной Мойки, недалеко от дома, где жил и скончался Александр Сергеевич Пушкин (дом № 31, построенный по проекту П. М. Макарова в 1901 году. В 1900 году Павел Михайлович несколько раз приезжал к Успенскому в Сябреницы. Часто он его заставал за чтением журнала “Мир искусства”. Очень тщательно Успенский читал статьи, посвященные английской народной архитектуре и модерну, менее обращая внимание на французский модерн.
В журнале “Известия общества гражданских инженеров” появляются статьи А. Г. Успенского, в которых он рассказывает о народной английской архитектуре и модерне Вайсея и упоминает о достоинствах этих архитектурных стилей и русского народного стиля, дающих наиболее удобное расположение жилых и хозяйственных помещений в домах сельских жителей как в Англии, так и в Костромской, Владимирской, Нижегородской губерниях в России. Рассматриваются не все дома, а лишь те, которые сохранились с более ранних времен в России и имеют крытые дворы. Упомянуто так же в статьях и наличие в России богатых лесных угодий, больших церквей в небольших деревнях, и в то же время малоудобных деревянных домов жителей.
В 1900–1903 годах А. Г. Успенский входит в состав Строительной комиссии по строительству церкви во имя Святой Анастасии 148-го пехотного Каспийского полка в Новом Петергофе. Комиссию возглавил генерал-майор Дягилев и Василий Васильевич Бочаров. Об этом упомянуто в журнале “Строитель” за 1903 год в номере за май–июнь на странице 453.
В книге, посвященной Старому Петергофу, изданной в 2002 году, упоминается статья в журнале “Нива” в 1903 году и называется фамилия Вержбицкого Федора Михайловича как создателя проекта этой церкви.
А. Г. Успенский жил в Петергофе с 1900-го по 1902 год как на Петербургской улице, так и в Старом Петергофе, недалеко от госпиталя.
Здание церкви одноэтажное, с шатровой колокольней при входе с западной стороны, высотой 15 саженей. Основной купол находился ближе к восточной части. Церковь вмещала девятьсот человек. Построена из кирпича. Сейчас это сооружение церкви не имеет оглавлений.
Нужно заметить, что церковь во имя Казанской иконы Божей матери в Чудове Новгородской губернии, строившаяся первоначально по проекту А. Г. Успенского, также должна была иметь высокую шатровую колокольню, но после смерти А. Г. Успенского это решение не было введено в создающееся сооружение. Церковь в Чудове имеет каменное крыльцо, развернутое на юг, и пристройку с юга, в отличие от церкви во имя святой Анастасии, имевшей один лишь вход с запада.
Наиболее удачной П. М. Макаров считал церковь, созданную по проекту Успенского путем перестройки здания манежа в Царском Селе на Фуражном переулке, 4, о чем сообщил в 1907 году в ранее упомянутой статье. Он отмечал роспись стен в русском стиле, сделанных художниками. Большая часть сделана Сергеем Васильевичем Чехониным. Об этом упомянул в наше время в своих работах один из авторов книги об архитектуре Пушкина.
С. В. Чехонин жил в Чудове, в одном из домов усадьбы поэта Некрасова, с матерью. Она работала фельдшером на Николаевской железной дороге на станции Чудово. Примерно в это же время А. Г. Успенский проектировал в Красном Селе летние деревянные здания, предназначенные для пребывания в них офицеров лейб-гвардии Финляндского полка и к тому же вся мебель: стулья, шкафы и многое другое создано было из дешевого материала по чертежам А. Г. Успенского. Но все это делалось силами умельцев из состава этого полка и все получалось красиво и удобно. Вот тут то и проявились способности А. Г. Успенского-художника.
Итак, вернемся сейчас к началу жизненного пути. Родился Александр Глебович в семье писателя Глеба Ивановича Успенского и его жены Александры Васильевны Бораевой-Успенской 12 декабря 1873 года в Петербурге, на улице Рубинштейна. Учился в реальном училище. Поступил в Институт гражданских инженеров в Петербурге и там же посещал библиотеку Академии художеств, где знакомился с материалами, нужными для будущего архитектора. Успешно закончив институт, и попав в ссылку в Черниговскую губернию, занимался рисованием, начатым еще при прохождении геодезической практики во время обучения в институте. Некоторые его рисунки хранятся в музее Г. И. Успенского в Сябреницах, а черновики с литературными заметками — в архиве Института русской литературы в Петербурге. Следует отметить, что на Сампсониевском проспекте А. Г. Успенский спроектировал Церковь во имя Архангела Михаила лейб-гвардии Московского полка, но нынче она не сохранилась. Освящена она была в 1906 году. Майоликовая керамическая отделка на фасаде церкви была выполнена по рисункам С. В. Чехонина. Были проведены в жизнь проекты Успенского и для лейб-гвардии Финляндского полка, но какие именно, П. М. Макаров об этом не упомянул. О П. М. Макарове известно лишь, что он сопровождал Николая II с семьей из Царского Села в Тобольск и после революции работал преподавателем в школе в Чехословакии; умер в 1922 году в Берлине. Известны спроектированные А. Г. Успенским оранжереи для Елисеева на Каменном острове. Три года назад оставалась лишь одна большая, последняя, оранжерея.
За короткий период времени А. Г. Успенский не успел проявить полностью свои способности как архитектор и художник, но и то, что удалось увидеть из его сооружений указывает на то, что это был талантливый архитектор.