Опубликовано в журнале Нева, номер 9, 2006
В результате трех разделов Польши в составе России оказалось около 334 тыс. евреев1, что составляло 0,9% в населении страны (без Польши). Через 100 с лишним лет, в 1897 год, численность евреев увеличилась до 3,8 млн., а их доля — до 3,3%. В том числе в Петербурге проживало 12 037 евреев2. Отсюда следует, что естественный прирост у евреев превышал средний прирост всего населения России в 3,7 раза, что свидетельствует об их феноменальном биологическом потенциале. Евреи проживали в 15 губерниях черты оседлости и небольшими общинами в некоторых крупных городах, например, Петербурге и Москве. При этом евреи почти не ассимилировались: к 1897 году только 1,4% российских евреев признали русский язык родным, для 97,9% родным был еврейский (идиш)3 — и это после 125 лет (1772–1897) жизни в составе России. Как это ни парадоксально сейчас звучит, но главная причина отсутствия ассимиляции в XIX в. — черта оседлости — откровенно дискриминационная в отношении еврейского населения мера.
1 Гессен Ю. И. История еврейского народа в России. Пг., 1925. Т. 1. С. 84–85.
2 Общий свод по империи результатов разработки данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г. СПб., 1905. Т. 2. С. 23.
3 Там же. Т. 2. С. 4–5, 108–109.
Конечно, российское правительство, устанавливая черту оседлости и сохраняя традиционную еврейскую общину, кагал, не руководствовалось идеей сохранить еврейскую культуру. Впрочем, как показали новейшие исследования, оно не преследовало и антисемитские цели. Власть руководствовалась административными соображениями — исключить, зная предубежденность народа против евреев, возможность межнациональных столкновений, и включить еврейскую общину в рамки создаваемой сословной структуры европейского типа, не нарушая интересов только что созданного в России городского сословия1.
1 Клиер Дж. Д. Россия собирает своих евреев: Происхождение еврейского вопроса в России: 1772–1825. М.; Иерусалим, 2000. С. 136, 315–319.
Перепись 2002 года показала, что еврейская диаспора в Петербурге, как и во всей России, чрезвычайно уменьшилась. Перепись зафиксировала 36,6 тыс. евреев в Петербурге, 80,4 тыс. в Москве и 233,4 тыс. во всей России. В обеих столицах в настоящее время проживает 50,1% — больше половины. В населении Петербурга на долю евреев сейчас приходится 0,8%, даже в 1897 году было больше — 1% (12 тыс.), не говоря уже о довоенном времени, когда их доля равнялась 6,3% (201,5 тыс. из 3191,3 тыс.).
Приходится констатировать, что упал также биологический потенциал, который всегда помогал евреям выживать в любых обстоятельствах. Возрастная структура совершенно нежизнеспособная с демографической точки зрения: в возрасте до 18 лет — 3,8%, в трудоспособном — 37,7% и в пенсионном — 58,5% (во всем населении Петербурга доли соответствующих возрастных групп — 14, 62 и 24%). Медианный возраст (делит все население на две равные части: одну моложе медианного возраста, другую — старше его) петербургского еврея 62,3 года, а петербуржца — 39,6 года. Возрастная пирамида имеет ненормальный вид — с повышением возраста, доля когорты увеличивается: в возрасте до 4 лет — 0,9%, в возрасте 20-24 лет — 2,9%, в возрасте 45–49 лет — 5,7%, в возрасте 65–69 — 12,4%, в возрасте 70 и более лет — 30%. Распределение по полу также неблагоприятное для воспроизводства населения: среди всех евреев доли мужчин и женщин примерно равны — 49,8 и 50,2%. Но в возрасте до 18 лет преобладают мужчины (52,7 против 47,3%), а в трудоспособном, т. е. фертильном, возрасте их преобладание просто ошеломляющее — 60,3 против 39,7%. Вследствие того что часть еврейских мужчин не имеют возможности найти еврейскую супругу, они вынуждены жениться на не-еврейке, способствуя ассимиляции.
В структуре евреев по образованию преобладают лица с высшим образованием — 62,3% против 28,6% во всем городском населении, еще 4,5% учатся в университете, значит, с полным и неполным высшим образованием — две трети евреек. Известно, что чем выше образование женщины, тем меньше она хочет иметь и фактически имеет детей. Таким образом, в данном случае высокое образование евреек работает против увеличения рождаемости.
Экономическое положение евреев неудовлетворительно. По источникам средств существования у евреев преобладают пенсионеры — 45,9% (в целом в городе — 20,7%); немало людей живет на разного рода государственные пособия — 16,4%. Но среди евреев мало иждивенцев — 7,1% против 21,7% во всем городе. 35,9% живут за счет трудовой деятельности, за счет других негосударственных источников (подсобное хозяйство, сдача квартиры в аренду и сбережения) — еще 1,7%. Всего 37,6% евреев содержат себя сами — ровно столько их находится в трудоспособном возрасте. А люди нетрудоспособные имеют гарантированные государством источники существования. Среди евреев мало состоятельных людей — на сбережения живет всего 0,5% (среди всех петербуржцев 0,3%). Приведенные данные свидетельствует о том, что молодые, здоровые, а также и пожилые, имеющие детей, или состоятельные евреи эмигрировали. В России остались в основном старые, бедные или, во всяком случае, небогатые евреи, а также уже немолодые евреи, у которых пенсия не за горами.
Как видим, биологический потенциал евреев очень низкий, и если не будет еврейской иммиграции, то диаспоре в не слишком отдаленном будущем грозит полное исчезновение.
В связи с тяжелой демографической ситуацией было проведено социологическое исследование для оценки другой опасности, которая угрожает евреям как этносу — ассимиляции. Уже только недостаток невест вынуждает евреев вступать в брак с представителями других национальностей. Малочисленность евреев в молодых возрастах также способствует росту межэтнических контактов. 40 евреев, участвующих в работе еврейских общественных организаций, анонимно заполнили анкету, состоящую из 19 вопросов, касающихся разных сторон их жизни. Вот распределение респондентов по социально-демографическим признакам. По возрасту: от 17 до 24 лет — 52,5%, от 25 до 34 — 12,5%, от 35 до 44 — 12,5%, старше 45 лет — 22,5%. По полу: 67,5% женский и 32,5% — мужской. По образованию: среднее — 7,5%, среднее специальное — 10%, незаконченное высшее — 37,5%, высшее — 45%. По семейному положению: 70% не замужем или холосты и 30% состоят в браке. По профессии: 3 студента университета, остальные заняты квалифицированным умственным трудом. По месту рождения: 80% — петербуржцы, остальные — уроженцы разных городов. Выборка отражает мнения молодой части петербургской еврейской диаспоры.
Анализ ответов на анкету показывает, что в настоящее время процесс ассимиляции евреев зашел очень далеко. Существование самой проблемы ассимиляции признали 65%, ее отсутствие — 12%, не могли дать однозначного ответа 22,5%. На вопрос: Считаете ли Вы, что евреи должны жить в Израиле? — 77,5% ответили, что в этом нет необходимости и 22,5% затруднились с ответом. Для 42,5% респондентов самой актуальной является проблема финансов, а не ассимиляции. 15% респондентов наиболее важной проблемой признали равнодушие к религии, 1% — смешанные браки, для 27,5% — работа, брак, дети и т. д.
На вопрос: считаете ли Вы, что еврейская община должна быть замкнута? — 100% признали, что в этом нет необходимости, причем 35% высказались за активные контакты с другими этносами, а 65% за контакты в области культуры и образования.
На вопрос: какую роль в Вашей жизни играет иудаизм? — никто не признал, что большую. 45% респондентов ответили, что имеют интерес к религии, но никаких обрядов не соблюдают, 32,5% имеют интерес и частично соблюдают обряды и 22,5% считают, что религия никакой роли в их жизни не играет.
Интересно, что современные критерии еврейской идентичности отходят от традиционных. Согласно еврейскому Закону, ребенок, рожденный не еврейкой (независимо от национальности отца), не является евреем. Юридическая процедура усыновления такого ребенка не делает его автоматически евреем. Даже если не-еврей в детстве воспитывался как еврей и неукоснительно соблюдает все предписания еврейской религии, он не считается евреем до тех пор, пока не пройдет гиюр — специальную процедуру посвящения в еврея, совершаемой еврейским религиозным судом. На вопрос: кто, по Вашему мнению, является евреем? — лишь 35% признают евреем того, кто еврей по крови по материнской линии, остальные указали другие критерии: (1) тот, кто считает себя евреем; (2) тот, кого считают евреем; (3) тот, кто соблюдает традиции.
Дружеские контакты у респондентов выходят далеко за пределы еврейской диаспоры: у 67,5% среди друзей преобладают не-евреи и только у 5% друзья исключительно евреи. Против смешанных браков еврея на не-еврейке высказались всего 7,5% респондентов, 85,5% считают такой брак безусловно возможным и 10% обусловили его гиюром. В смешанных браках, по мнению 15% респондентов, должны обязательно соблюдаться еврейские традиции в семье, 52,5% настаивают, чтобы в семье соблюдались и еврейские и не еврейские традиции одновременно, 10% полагают, что каждый супруг может соблюдать свои религиозные традиции вне дома и 5% считают, что никаких традиций соблюдать в семье не нужно. 17,5% предлагают разнообразные сочетания соблюдения еврейских и нееврейских традиций.
Только 10% респондентов признают важным, чтобы его ребенок регулярно посещал еврейские организации, 12% считают, что в этом нет необходимости, и 77,5% считают, что посещать надо по возможности.
Из всех этносов, проживающих в Петербурге, самая активная диаспора у евреев. Именно они создали много разных общественных организаций, призванных помогать евреям преодолевать трудности современной жизни. На вопрос: Какую функцию выполняет для Вас еврейская община? — не нашлось ни одного человека, который бы не признал существование такой помощи. При этом община помогает 37,5% респондентам поддерживать связь с еврейской традицией, 21,5% — получить образование, 6,2% — финансами, 17,7% — работой, 4,6% — решать личные проблемы. 24 человека из 40 указали, что община помогает в решении двух и более проблем. Если бы представители других этносов Петербурга также активно помогали друг другу, как евреи, насколько лучше была бы наша жизнь!
Приведенные в статье данные позволяют предположить, что молодые или зрелые, здоровые, а также и пожилые, имеющие детей, или состоятельные евреи эмигрировали. В России остались в основном старые, бездетные, бедные или, во всяком случае, небогатые евреи, а также немолодые люди, у которых пенсия не за горами, и инвалиды — среди евреев больше инвалидов, чем среди русских, если судить по числу лиц, получающих пенсию по инвалидности — 4,4% против 2,6%. Как с точки зрения демографической, так и с точки зрения социо-культурной у российской еврейской диаспоры в ближайшие 50 лет мало шансов сохранить свою жизнеспособность, так как вряд ли возможно за счет внутренних резервов восстановить расширенное воспроизводство и остановить ассимиляцию. Молодые евреи не стремятся принести себя в жертву и восполнить повышенной рождаемостью падающий биологический потенциал диаспоры. При таком положении уже примерно через 10 лет численность еврейского населения сократится примерно на четверть, а затем каждые 10 лет будет уменьшаться примерно на 10%. Если же эмиграция молодых евреев будет продолжаться, то процесс упадка диаспоры пойдет еще быстрее. По-видимому, не все резервы для эмиграции среди молодежи исчерпаны. Как показал социологический опрос, на вопрос: считаете ли Вы, что евреи должны жить в Израиле? — никто не ответил утвердительно. 78,3% респондентов выбрали вариант “в этом нет необходимости”. 21,7 % затруднились с ответом по разным причинам: одни считают, что человек должен выбирать место жительства по своему вкусу и своим обстоятельства; другие полагают, что кроме Израиля, есть другие интересные места для жизни и карьеры; третьи не задумывались над этим вопросом.
Спасти еврейскую диаспору в России могла бы еврейская иммиграция. Но, кажется, желание возвратиться в Россию навсегда обнаруживает мало бывших эмигрантов. Даже если качество жизни в Израиле будет ухудшаться, например, вследствие прихода к власти в Палестине группировки Хамас, нет оснований предполагать, что евреи предпочтут Россию, а не Америку и Европейский союз. Для иммиграции принципиальное значение имеет социально-экономическое и политическое положение в России. Оно оценивается неоднозначно. Пока лишь 3% респондентов считают проблему антисемитизма актуальной и жалуются на то, что им страшно участвовать в еврейских мероприятиях. 40% считают, что в настоящее время проявления антисемитизма крайне редки. 1% уверены, что проблемы антисемитизма в настоящее время вообще не существует. Однако половина респондентов думает, что антисемитские настроения постепенно растут. На вопрос: в чем причины этого? — мнения разделились: 43,1% винят власть, которая не дает достаточно сильный отпор антисемитским проявлениям, 29,4% — школьное образование, которое не уделяет достаточное внимание воспитанию толерантности, 9,8% — замкнутость еврейской общины, слабые контакты с другими общественными организациями. Оставшиеся 17,7% респондентов назвали другие причины: смешанные браки, влияние СМИ, трудное экономическое положение большинства населения, имперские традиции и т. п. Если антисемитские настроения будут расти, это, несомненно, будет способствовать возобновлению эмиграции и отрицательно скажется на численности еврейской диаспоры.